Большая часть трудностей, с которыми дети сталкиваются в школе, связаны, скорее, с поведением, чем со способностями к учебе. Например, многие из тех, кто плохо учится, не выполняют домашних заданий или плохо ведут себя во время уроков. И наоборот, большинство отличников – это те, кто ведет себя хорошо в школе: выполняют указания учителей, принимают критические замечания и ладят с одноклассниками.

 

 

Ученики, обладающие хорошими навыками социального общения, чаще всего не имеют особых проблем с успеваемостью.

Что нужно делать родителям дома, чтобы помочь ребенку лучше учиться и вести себя в школе?

Постоянно принимайте активное участие в их учёбе. Исследования показали, что школьные успехи детей тесно связаны с тем, насколько родители вовлечены в их школьную жизнь. Если вы будете регулярно интересоваться, как прошел у вашего ребенка его школьный день, это уже положит хорошее начало вашему участию. Однако будет еще лучше, если, расспрашивая детей, вы обратите внимание на следующие вещи:

Вместо того чтобы задавать общий вопрос, на который ребенок может дать краткий и односложный ответ, попросите его рассказать или даже показать что-то конкретное. На такие просьбы как: «Покажи, что вы сегодня делали в школе» или «Расскажи, чем вы занимались на математике», ребенок сможет дать гораздо более подробный ответ, чем на общий вопрос: «Как дела в школе?»

Интересуясь теми сторонами школьной жизни, которые ему особенно по душе, вы завоюете доверие ребенка и откроете возможность обсуждать другие школьные темы. Спросите детей об их друзьях и одноклассниках, о том, какие предметы или учителя им больше всего нравятся, а какие – не нравятся.

Вот еще пять способов, которые помогут вам повлиять на школьные успехи ребенка:

* Отведите определённое время и место для выполнения домашних заданий.

* Помогайте ребёнку готовить уроки.

Даже если вы не очень уверенно чувствуете себя с дробями, физикой или разбором предложения, есть вещи, в которых вы все-таки в состоянии помочь своему ребенку.

Прежде всего, сделайте так, чтобы ребенок всегда мог обратиться к вам за советом, и при каждой удобной возможности хвалите его за то, что он делает уроки.

* Поддерживайте связь с учителями. Посещайте родительские собрания и дни открытых дверей. Познакомьтесь со всеми учителями и объясните им, что вы заинтересованы в том, чтобы знать, как идут дела у вашего ребенка.

* Решайте школьные проблемы вместе с учителями.

* Используйте дневник, чтобы следить за успехами Вашего ребёнка в школе.

В большинстве школ ученики ведут дневник, в который они записывают расписание уроков и домашние задания. Учителя ставят в дневник отметки, записывают свои замечания, хвалят ученика или пишут о том, на что родители должны обратить внимание.

Регулярный просмотр дневника вашего ребенка поможет вам следить за его успехами в школе и поддерживать контакт с учителем.

 

Некоторые советы родителям.

 

Школа связана с целым рядом перемен в жизни ваших детей. Они переходят из детского сада в начальную школу, затем в средние и старшие классы. Каждый год дети совершают переход от беззаботности летних каникул к строгости занятий в классе. Даже в течение дня дети переходят от одного предмета к другому и из одного класса в другой. Вот несколько советов, которые помогут родителям поддержать своих детей во время этих изменений и переходов:

• Воспринимайте школу как благо и старайтесь передать это отношение детям. Говорите с ними о том хорошем, что происходит в школе. Рассказывайте о собственном положительном школьном опыте.

• Начинайте рассказывать ребенку о школе как можно раньше. Постарайтесь настроить его на то, чтобы он стремился получить хорошее образование.

• Будьте готовы к тому, что в школе ребенок встретится с различными трудностями – с контрольными, домашними заданиями, сложностями в отношениях с детьми. Старайтесь проявить понимание, когда он будет рассказывать вам о своих неудачах.

• Внимательно слушайте то, что рассказывает вам ребенок. Иногда ему необходимо просто поговорить о том, что происходит у него в школе, в его жизни. Поддерживайте его и будьте внимательны к его проблемам.

• Побывайте у ребенка в школе. Выясните его расписание, познакомьтесь с учителями и администрацией.

• Хвалите ребенка за все хорошее, что он делает, особенно в тех случаях, когда ему удается разрешить сложные ситуации.

 

 

Далее приведены некоторые навыки, которым вы можете учить вашего ребенка, чтобы улучшить его успеваемость в школе.

 

1. Как выполнять домашнюю работу.

Редко встретишь ребенка, который бы воспринимал домашние задания как большое удовольствие. Однако умение быстро и хорошо готовить уроки  понадобится ему на протяжении всей школьной жизни.

Что необходимо объяснить детям:

• Если ты будешь делать уроки без нытья и сопротивления, у тебя останется больше времени на игры.

• Уроки лучше делать на свежую голову. Тогда ты выполнишь задания более точно и правильно, поэтому садиться за них надо пораньше.

• Если тебе заранее дали большое задание по какому-то предмету, начинай выполнять его сразу, не откладывая. Подели задание на небольшие части, составь список и вычёркивай из него то, что сделал, по мере того, как будешь справляться с заданием. Обычно ученики, которые садятся за уроки не откладывая, получают лучшие оценки, чем те, кто откладывает это до последней минуты.

• Будь готов к неожиданностям. Если ты начал делать уроки раньше, у тебя в запасе будет много времени и непредвиденная трудность или чрезвычайная ситуация не помешают тебе выполнить все задание.

 

2. Как подготовиться к уроку.

Если ребенок научится правильно готовиться к урокам, он будет чувствовать себя более уверенно и сможет лучше учиться.

Что необходимо объяснить детям:

• Если ты готов к уроку, тебе будет легче учиться, и учителя будут относиться к тебе и твоей работе более серьезно.

• Если случится какая-то чрезвычайная ситуация и ты не сможешь правильно подготовиться к уроку, учительница будет знать, что это случайность, и проявит снисхождение.

• Подготовиться к уроку – значит выучить то, что задано на этот день. Если ты будешь знать старый материал, тебе легче будет понять новый.

 

 

3. Как учить уроки.

Ни в начальных, ни в старших классах нельзя добиться успеха, если не умеешь учить уроки. В институте этот навык еще более необходим. Как известно, тот, кто регулярно выполняет домашние задания, учится гораздо лучше, чем те, кто их не делает.

Что следует объяснить детям:

• Не тяни с уроками до последней минуты. Ты не знаешь, сколько времени тебе может понадобиться.

• Если ты чувствуешь, что перестаешь что-либо воспринимать или читаешь одно и то же место по несколько раз, сделай небольшой перерыв и разомнись. Иногда бывает полезно планировать перерывы заранее. Зная, что через 15 минут тебя ждет перерыв, будет легче сосредоточиться.

• Не слушай друзей, которые будут убеждать тебя, что учеба – это ерунда, и что уроки делают только зубрилки. Принимая решения, думай о себе и своем будущем.

• Выполнение домашних заданий поможет тебе лучше подготовиться к урокам в школе и чувствовать себя более уверенно.

 

 

 

4. Как не отвлекаться во время занятий, если кто-то мешает тебе заниматься.

Иногда дети уверяют, что шум нисколько не мешает им делать уроки, внимательно слушать то, что мы им говорим, или выполнять другие задания, требующие сосредоточенности. Бывает, они пытаются нас убедить, что для того, чтобы сосредоточиться, им просто необходима музыка, телевизор или друзья. Что бы они ни говорили, шум и другие отвлекающие факторы снижают способность ребенка концентрировать внимание. Как же научить их заниматься в классе, где так много отвлекающих моментов?

Что необходимо объяснить детям:

• Если ты будешь тренироваться сосредотачиваться на задании в спокойной обстановке, у тебя лучше получится быть внимательным и тогда, когда вокруг много отвлекающих факторов.

• Если кто-то постоянно тебе надоедает, постарайся не обращать на него внимания – в конце концов этот человек отстанет.

• Для того чтобы научиться сосредотачиваться, нужна практика. Старайся делать это, даже если поначалу у тебя ничего не получится.

 

5. Как принимать участие в общем деле.

Вряд ли кому-нибудь из детей нравится оставаться в стороне от жизни коллектива, однако бывает, что ребенок просто не знает, что нужно сделать, чтобы включиться в общее дело, или стесняется попросить об этом.

Что следует объяснить ребёнку:

• Постарайся понять, что все мы испытываем некоторую робость, когда присоединяемся к незнакомой группе. Каждый, кто в данный момент принадлежит к этой группе, когда-то был здесь новеньким.

• Подумай заранее, каково может быть твое участие в данном деле. Подготовившись таким образом, ты почувствуешь себя более уверено.

• Если тебя не примут сразу, через некоторое время попробуй еще или же попытай удачи в другой группе или с другим видом деятельности.

• Иногда дети могут попытаться заставить тебя сделать что-то нехорошее или опасное. Заметив это, постарайся как можно быстрее покинуть данную компанию. Если тебя хотят подбить на что-то плохое, сообщи своим родителям или скажи об этом учителю.

Педагог-психолог

Понидельникова Татьяна Викторовна