Пояснительная записка

   Образовательная программа МБДОУ № 181 (далее Программа) разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами, регламентирующими деятельность МБДОУ №181:

1. Федеральными законами:

1.1. Конституция РФ;

1.2. Конвенция ООН о правах ребёнка;

1.3. Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ.

2. Постановлениями Правительства Российской Федерации:

2.1.Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 года № 26 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы  дошкольных образовательных  организаций (СанПиН 2.4.1.3049-13»).

3. Нормативно-правовыми документами Министерства образования и науки РФ:

3.1.Приказ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

3.2. Приказ от 30.08.2013 г. №1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования».

 

4. Документами, регламентирующими деятельность МБДОУ №181:

4.1.Устав  МБДОУ № 181 утвержден Управлением образования города Ростова-на-Дону, приказ № 874 от 26.10.2011 г.

4.2.Свидетельство о государственной аккредитации выдано Региональной службой по надзору и контролю в сфере образования Ростовской области от 21 апреля 2011 г., регистрационный № 1129, срок действия до 10 сентября 2015 г., с. ДД № 020257.

4.3.Лицензия на  право ведения образовательной деятельности выдана Региональной службой по надзору и контролю в сфере образования Ростовской области, регистрационный № 2587 от 28 июня 2012 г., срок действия лицензии: бессрочно, с. 61 № 001635.

Цели и задачи реализации Программы

В соответствии с ФЗ "Об образовании" Программа направлена на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми  дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими  образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности (ФЗ «Об образовании» гл.7 ст.64 п.2).

Программа определяет содержание и организацию образовательной деятельности МБДОУ компенсирующей направленности.

Программа обеспечивает развитие личности дошкольников с нарушениями речи  в различных видах общения и деятельности с учетом их специфических, возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей.

В соответствии с ФГОС Программа направлена на решение задач:

1) охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

2) обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);

3) обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней;

4) создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

5) объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

6) формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности;

7) обеспечения вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;

8) формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;

9) обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. (ФГОС II, 2.1.)

Обязательная часть Программы направлена на:

создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;

на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей (ФГОС II, 2.4.).

Вариативную часть Программы занимает коррекционная работа, которая  направлена на:

1) обеспечение коррекции речевых нарушений у детей, оказание им квалифицированной помощи в освоении Программы;

2) освоение детьми с нарушениями речи Программы, их разностороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации.

Коррекционная работа по преодолению речевых нарушений и инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья, осваивающих Программу  МБДОУ компенсирующей направленности (в том числе и для детей со сложными (комплексными) нарушениями), строится с учетом особенностей их развития и специфических образовательных потребностей. (ФГОС II, 2.11.2)

Ведущие принципы построения Программы

- Принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка. Развивающий характер образования реализуется через деятельность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития.

- Сочетание принципа научной обоснованности и практической применимости. Содержание программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики.

- Соответствие критериям полноты, необходимости и достаточности, то есть позволять решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному «минимуму».

- Единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач образовательного процесса.

- Принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей.

- Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса.

- Решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.

- Построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.

- Принципы гуманизации, дифференциации и индивидуализации, непрерывности и системности образования. Отражение принципа гуманизации в образовательной программе означает признание уникальности и неповторимости личности каждого ребенка, признание неограниченных возможностей развития личного потенциала каждого ребенка, уважение к личности ребенка со стороны всех участников образовательного процесса. Принцип дифференциации и индивидуализации воспитания и обучения обеспечивает развитие ребенка в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями. Осуществляется этот принцип через создание условий для воспитания и обучения каждого ребенка с учетом индивидуальных особенностей его развития.

- Принцип непрерывности образования обеспечивает связь всех ступенек дошкольного образования, начиная с раннего и младшего дошкольного возраста до старшей и подготовительной к школе групп. Приоритетом с точки зрения непрерывности образования является обеспечение к концу дошкольного детства такого уровня развития каждого ребенка, который позволит ему быть успешным при обучении по программам начальной школы. Соблюдение принципа преемственности требует не только и не столько овладения детьми определенным объемом информации, знаний, сколько формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью - любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности и др.

- Принцип системности. Основная образовательная программа представляет собой целостную систему высокого уровня: все компоненты в ней взаимосвязаны и взаимозависимы.

Особенности детей с нарушениями речи

        В настоящее время дошкольники с недостатками речевого развития составляют самую многочисленную группу детей с нарушениями развития. В МБДОУ речевой направленности поступают дети с такими нарушениями, как  общее недоразвитие речи, алалия, ринолалия, дизартрия, заика­ние, фонетико-фонематическое недоразвитие речи. Для этих детей характерны сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех ком­понентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне при нормальном слухе и интеллек­те. У них в большей или меньшей степени оказываются нарушенными произно­шение и различение звуков на слух, недостаточно пол­ноценно происходит овладение системой морфем и, следовательно, плохо усваиваются навыки словоизменения и словообразования. Словарный запас отстает от возра­стной нормы, как по количественным, так и по каче­ственным показателям; оказывается недоразвитой связ­ная речь.       Речевой опыт таких детей ограничен, языковые средства несовершенны. Потребность речевого общения удовлетворяется недостаточно. Разговорная речь бед­ная, малословная, тесно связана с определенной ситуа­цией и вне этой ситуации становится непонятной. Связная монологическая речь или отсутствует, или разви­вается с большим трудом и характеризуется качествен­ным своеобразием. Наблюдается также отставание экспрессив­ной речи при относительном, на первый взгляд, пони­мании обращенной.

У дошкольников с речевой патологией наблюдаются особенности психического развития. Отмечается недостаточность различных видов восприятия и в первую очередь слу­хового, зрительного, пространственного. Недостаточность базового слухового восприятия влия­ет на формирование фонематического слуха, а в дальней­шем - фонематического восприятия. Нарушения фонема­тического восприятия отмечаются у всех детей с нарушениями речи. Нарушения зрительной сферы проявляются в бедности и недифференцированности зритель­ных представлений, в инертности и нестойкости зрительных следов, а также в отсутствии прочной и адек­ватной связи слова со зрительным образом предмета. Дети с речевыми нарушениями затрудняются в дифференциации понятий «справа» и «сле­ва», обозначающих местонахождение объекта. У них так­же наблюдаются трудности ориентировки в собственном теле. Внимание характеризуется недостаточной устойчи­востью, быстрой истощаемостью, что определяет тенден­цию к снижению темпа деятельности в процессе рабо­ты. Ошибки внимания присутствуют на протяжении всей работы и не всегда самостоятельно замечаются и устраняются детьми. Заметно сни­жены слуховая память и продуктивность запоминания по сравнению с нормально говорящими детьми. Дети часто забывают сложные инструкции, опускают некоторые их элементы и меняют последовательность предложенных заданий. Они, как правило, не прибегают к речевому общению с целью уточнения инструкций. Однако при имеющихся трудностях у детей данной категории остаются относительно сохранными возмож­ности смыслового, логического запоминания. Несформированность некоторых знаний и недоста­точность самоорганизации речевой деятельности влия­ет на процесс и результат мыслительной деятельности,

необходимости дифференцированного подхода к детям с учетом особен­ностей их интеллектуального развития.

У части детей с речевыми нарушениями отмечается соматическая ос­лабленность и замедленное развитие локомоторных функций. Так, наблюдается отставание в развитии двигательной сферы, которое характеризуется плохой координацией движе­ний, неуверенностью в выполнении дозированных дви­жений, снижении скорости и ловкости выполнения. Наибольшие трудности выявляются при вы­полнении движений по словесной инструкции. Эти дети отстают от нормально развивающихся сверстников в воспроизведении двигательного задания по простран­ственно-временным параметрам, они нарушают после­довательность элементов действия, опускают его составные части. Отмечается недостаточная координация пальцев руки, общее недоразвитие мелкой моторики.

Одной из общих закономерностей на­рушенного развития являются отклонения в формиро­вании личности. У детей-логопатов имеются трудности социальной адаптации, сложности при взаимодействии с социальной средой. Доказано, что речевые нарушения сказываются на характере взаимоотношений ребенка с окружающими, на формировании его самосознания и самооценки. Несформированность средств общения может быть главной причиной небла­гоприятных отношений в группе сверстников. Особенности речевого развития логопатов (трудности морфологического, синтаксического, логико-синтаксического и композиционного характера) в сочетании с на­рушениями коммуникативной функции приводят к снижению потребности в общении, несформиро­ванности способов коммуникации (диалогическая и монологическая речь), особенностям поведения (незаинтересованность в контакте, неумение ориентироваться в ситуации общения, негативизм). Личность ребенка с речевой патологией характеризуется спе­цифическими особенностями: заниженная самооценка, коммуникативные на­рушения, проявления тревожности и агрессивности раз­ной степени выраженности.

Таким образом, для реабилитации дошкольников с речевой патологией необходима специально организованная коррекционная работа, осуществляемая специалистами и воспитателями в тесной взаимосвязи при реализации Программы  и индивидуальных образовательных маршрутов воспитанников коррекционного МБДОУ.

Планируемые результаты освоения Программы

Согласно ФГОС результаты освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования. (ФГОС IV,4.1.)

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:

ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;

ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;

у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;

ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;

ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности. (ФГОС IV,4.6.)

В результате коррекционной работы речь дошкольников максимально приближается к возрастным нормам. Это проявляется в  достаточно свободном, безошибочном владении диалогической и монологической речью: ребенок может адекватно формулировать вопросы и отвечать на вопросы окружающих, подробно и логично рассказывать о событиях реального мира, пересказать близко к оригиналу художественные произведения, осуществлять творческое рассказывание и т.д. Соответственно с этим у детей  достаточно сформирован лексико-грамматический строй языка. Так, дети  адекватно понимают и употребляют в речи слова, относящиеся к различным частям речи, простые и сложные предлоги, владеют  навыками словообразования и словоизменения. Фонетическое оформление речи детей  соответствует нормам родного языка. Кроме того, у детей  достаточно сформированы операции звуко-слогового анализа и синтеза и элементарные навыки грамоты (чтение и печатание некоторых букв, слогов, коротких слов).

Содержание Программы

Содержание Программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и выстроено по принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка и обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач. Содержание Программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности.

Обязательная часть Программы базируется на принципе комплексного подхода. За основу Программы взята комплексная «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. Эта программа является традиционной для педагогического коллектива МБДОУ. Созданная в соответствии с классическими традициями дошкольной педагогики, она соответствует современной научной «Концепцией дошкольного воспитания» о признании самоценности дошкольного периода детства. Программа  М.А.Васильевой выдвигает на первый план развивающую функцию образования, благодаря которой обеспечивается становление личности ребёнка и раскрытие его индивидуальных особенностей.

Программа обеспечивает развитие детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях:

социально-коммуникативное развитие;

познавательное развитие;

речевое развитие;

художественно-эстетическое развитие;

физическое развитие.

Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в МБДОУ; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе (ФГОС 2.6).

Реализация задач социально-коммуникативного развития воспитанниковпроисходит в  процессе образовательной деятельности в ходе режимных моментов, а также в процессе образовательной деятельности, осуществляемой в процессе организации различных видов детской  деятельности. Являясь ведущей деятельностью, игра дошкольника развивает  психические, физические, коммуникативные функции, творческие способности, эмоционально-мотивационную сферу, социальную адаптацию дошкольников.  Для организации игровой деятельности детей младшего и среднего возраста используется программа Н.Ф.Губановой «Игровая деятельность в детском саду»,  которая построена с учётом  особенностей детской игровой культуры и содержит методы педагогического сопровождения, развивающие самостоятельность и творческую активность ребенка.   Программа Н.Ф.Губановой реализуется в процессе совместной и самостоятельной деятельности дошкольников. Социально-коммуникативное развитие старших дошкольников осуществляется по программе «Азбука общения» (Шипицына Л.М., Защиринская О.В, Воронова А.П., Нилова Т.А.). Программа позволяет обеспечить развитие личности ребёнка, навыков общения со взрослыми и сверстниками: установление взаимопонимания между родителями и детьми, воспитателями и воспитуемыми. А также формированию у детей эмоционально-мотивационных установок по отношению к себе, окружающим, сверстникам и взрослым людям;  навыков и умений, необходимых для адекватного поведения в обществе  и успешной социализации. Подобный опыт имеет чрезвычайно важное значение для детей с трудностями в речевой, коммуникативной деятельности, социальной адаптации. Программа «Азбука общения» реализуется  в процессе совместной деятельности педагогов и детей.

Непосредственно образовательная деятельность по формированию навыков адекватного поведения в различных сложных, а порой опасных жизненных ситуациях и  воспитанию здорового образа жизни осуществляется по программе «Безопасность» Н.Н. Авдеевой, О.Л. Князевой, Р.Б. Стёркиной. Программа содержит комплекс материалов, обеспечивающих стимулирование в старшем дошкольном возрасте самостоятельности и ответственности за своё поведение.   Раздел «Ребёнок и другие люди» направлен на осознание ребёнком, что именно может быть опасным в общении с другими людьми. А также знакомит с правилами поведения в типичных ситуациях при взаимодействии с другими людьми, дополняя программу «Азбука общения». Содержание раздела «Здоровье ребёнка»  направлено на понимание ребёнком ценности человеческого организма, взаимосвязи образа жизни и здоровья человека, формирование здорового образа жизни. Условия поддержания психического здоровья ребёнка, способы профилактики и преодоления конфликтов раскрывает раздел «Эмоциональное благополучие ребёнка», дополняя программу «Азбука общения» и решая задачи коррекционной работы.  Раздел «Ребёнок и природа» дополняет содержание, заложенное в программе «Юный эколог», делая акцент на безопасное поведение при взаимодействии с объектами живой и неживой природы. В разделе «Ребёнок дома» внимание акцентируется на безопасное обращение с предметами домашнего быта, дополняя и закрепляя представления ребёнка об окружающем мире и предметах ближайшего окружения. Раздел «Ребёнок на улице» предусматривает ознакомление детей с безопасным поведением на улице, в транспорте,  правилами дорожного движения.

Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира (ФГОС 2.6).

Формирование первичных представлений об объектах и свойствах окружающего мира, сенсорное развитие детей младшего и среднего возраста осуществляется в процессе режимных моментов и совместной деятельности педагогов с детьми.

Непосредственно образовательная деятельность по развитию элементарных математических представлений в старших группах организуется по программе «Формирование элементарных математических представлений  в детском саду» под редакцией Н.А. Араповой-Пискарёвой. Наряду с освоением  детьми математического содержания она  способствует проявлению и становлению интереса к познанию, выявлению закономерностей, связей и зависимостей предметов и явлений окружающего мира, обогащению ребёнка, развитию его индивидуальных возможностей.  Практические виды деятельности, предполагаемые программой, позволяют познать свойства и отношения объектов, чисел, арифметических действий, величин,  пространственно-временных отношений, многообразие геометрических форм. Программа предлагает приёмы работы с детьми в условиях творческой познавательной деятельности, базирующейся на детской самостоятельности. ФЭМП в подготовительных группах осуществляется по  программе Л.Г. Петерсон «Раз – ступенька, два – ступенька». Овладение программным содержанием, необходимым для дальнейшего успешного обучения в начальной школе, происходит на основе деятельностного метода, когда новое знание не дается в готовом виде, а постигается  путем самостоятельного анализа, сравнения, выявления существенных признаков. В соответствии с возрастными особенностями дошкольников занятия построены на игровой форме деятельности: методическое пособие предлагает большое количество дидактических игр и упражнений, которые не только являются формой усвоения знаний, но и способствуют общему развитию ребёнка, его познавательных интересов и коммуникативных способностей. Входящие в УМК тетради на печатной основе позволяют закреплять сформированные представления и организовать самостоятельную работу ребёнка; задания позволяют осуществлять дифференцированный подход к детям с учетом индивидуальных особенностей личности: от необходимого минимума до возможного максимума. В данной программе большое внимание уделяется развитию вариативного и образного мышления, творческих способностей детей. Программа «Раз – ступенька, два – ступенька» ориентирована на структурные и методические особенности учебников математики начальной школы, что делает её преемственной для дальнейшего систематического обучения.

Непосредственно образовательная деятельность по формированиюоснов экологической культурыу дошкольников  строится по программе «Юный эколог»  С.Н. Николаевой. Программа  направлена на воспитание правильного отношения к окружающей ребёнка природе, к себе и людям как  части природы, к вещам и материалам природного происхождения. Использование разнообразных эффективных методов работы (циклы наблюдений за объектами природы, ведение календарей, простые и комплексные занятия, игровые обучающие ситуации, творческие игры, работа с художественными произведениями) позволяют развивать умение наблюдать окружающий мир, устанавливать элементарные связи и зависимости, учить осознанному взаимодействию с живыми существами.

Развитие познавательного интереса, любознательности, активности, формирование познавательных действий,  первичных представлений об объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях осуществляется также в процессе совместной экспериментально-исследовательской деятельности детей и педагогов МБДОУ.

Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте (ФГОС 2.6).

Речевое развитие воспитанников осуществляется в совместной деятельности педагогов с детьми, в ходе режимных моментов, а также в процессе организованной коррекционно-развивающей работы МБДОУ компенсирующей направленности, определенной в части Программы, формируемой участниками образовательных отношений.

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.) (ФГОС 2.6).

Художественно-эстетическое развитие в процессе непосредственно образовательной деятельности ведется по  специальным программам. Развитие музыкальности организуется по программам «Малыш» В.А. Петровой и «Гармония» К.В. Тарасовой, которые позволяют развить у детей музыкальные способности во всех доступных видах музыкальной деятельности: музыкальном движении, слушании музыки, пении, игре на детских музыкальных инструментах, музыкальной игре-драматизации. Акцент в программах делается на поддержку творческих проявлений в вокале, пластике, музицировании.

Художественно-эстетическое развитие дошкольников осуществляется также в ходе совместной театрализованной деятельности педагогов с детьми, позволяющей активизировать и синтезировать все приобретённые ребёнком умения через воплощение в художественный образ.

Художественное развитие детей  осуществляется в процессе непосредственно образовательной и совместной деятельности по программам «Цветные ладошки» и «Умелые ручки» Лыковой И.А., которые обеспечивают формирование у детей младшего и дошкольного возраста эстетического отношения и художественно-творческих способностей в изобразительной деятельности. Программы И.А.Лыковой направлены на развитие эстетического восприятия художественных образов и предметов окружающего мира, ознакомление с основными средствами художественно-образной выразительности, обогащение художественно-эстетического опыта детей, воспитание художественного вкуса и чувства гармонии, формирование эстетической картины мира и основных элементов «Я-концепции творца». Программы предполагают создание условий для многоаспектной и увлекательной активности детей в художественно-эстетическом освоении окружающего мира, свободного экспериментирования с художественными материалами и инструментами.

Конструктивно-модельная деятельность из различных видов конструкторов и материалов позволяет развить конструкторские и художественные способности воспитанников, эстетический вкус, конструкторские навыки и умения. Конструктивная деятельность по программе Л.В.Куцаковой «Конструирование из строительного материала» организуется в процессе совместной с педагогом и самостоятельной деятельности детей.

Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.) (ФГОС 2.6).

Непосредственно образовательная деятельность по физическому развитию осуществляется по программе  Л.Д. Глазыриной  «Физическая культура – дошкольникам» («Очарование»), которая  предполагает три направления единого процесса (оздоровительное, воспитательное и образовательное). Данная программа построена с учётом возрастных особенностей детей, предполагает доминирующее использование игровых методов в обучении детей движению, позволяет варьировать физическую нагрузку на детей с учётом их интересов, состояния здоровья и уровня физической подготовленности. Использование этой программы обеспечивает устойчивый интерес к занятиям физкультурой, ощущение «мышечной» радости» - положительные эмоции от посильных физических нагрузок, оптимизировать двигательный режим в ДОУ и способствовать осознанному отношению к собственным возможностям и объёму нагрузки. Данная программа даёт возможность организовать занятия в нетрадиционной форме, обеспечить индивидуальный подход к каждому ребёнку, а также   средствами физической культуры  не только оздоравливать ребёнка, но и  осуществлять  развитие его умственных способностей, психического и социального здоровья.

Часть, формируемая участниками образовательных отношений

   В работе с детьми по направлению коррекции и развития речи используются:

Программа «Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи» (авторы Т.Б. Филичева, Т.В.Туманова, Г.В. Чиркина), реализация которой способствует  практическому усвоению лексических и грамматических средств языка, формированию правильного произношения, подготовке к обучению грамоте, овладению её элементами, развитию навыков связной речи. Научно-методическое обеспечение педагогического процесса, предлагаемое  программой, содержит системный подход к определению стратегии коррекционно-развивающего воздействия при общем недоразвитии речи.  В программе охарактеризованы основные проявления недоразвития речи у детей дошкольного возраста и их психологические особенности, изложено содержание работы по формированию звуковой стороны речи, лексико-грамматических компонентов языка, связной речи; отражена специфика коррекционно – воспитательного процесса, преемственность в работе логопеда, воспитателя и других специалистов.

Программа «Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием» (авторы Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина) позволяет сформировать у детей полноценную фонетическую систему языка, развить фонематическое восприятие, навыки звукового анализа, автоматизировать слухопроизносительные умения, развить просодические навыки.

«Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи» (авторы Г.А.Каше, Т.Б. Филичева) помогает овладению детьми  фонетической системой языка, развитию связной речи, подготовке к овладению грамотой, усвоению некоторых её элементов. В программе определён объём знаний, умений и навыков, необходимых для успешного обучения в школе. Предлагаемый материал по формированию произношения и усвоению элементов грамоты разработан с учётом имеющихся у детей отклонений в речевом развитии. В разделе «формирования грамматически правильной речи» определены основные направления развития связной речи с учетом специфических особенностей детей данной категории. Обучение детей в соответствии с предлагаемой системой обеспечивает, с одной стороны, коррекцию речевого дефекта, с другой – подготовку к овладению грамотой в объеме, предусмотренном программой для 1-го класса массовой школы. В основу обучения положено развитие познавательной деятельности. У детей развивается внимание к языку, способность к обобщениям в сфере языковых фактов. В процессе коррекционного обучения у детей пробуждается познавательный интерес, активизируется мысль, постоянно ставятся посильные и в то же время требующие известных усилий задачи. При усвоении тех или иных знаний многие задания предлагаются детям в игровой и учебной форме.

Реализация программ речевой коррекции осуществляется в ходе НОД, совместной подгрупповой деятельности и индивидуальной работы с детьми, имеющими речевые нарушения.

Дети с речевыми нарушениями имеют, как правило, сложную структуру дефекта, когда нарушение речевого развития сопровождается отклонениями в развитии познавательной и эмоционально-личностной сферы, а также в сфере  общения и межличностных отношений, что затрудняет обучение и воспитание, делает сложным процесс формирования личности. Для преодоления нарушений в познавательном развитии у дошкольников, повышения уровня развития их когнитивных способностей, формирования психологической готовности к школьному обучению психологической службой ДОУ организована система коррекционно-развивающей работы по развитию познавательной сферы дошкольников с речевой патологией в возрасте 3-7 лет (автор-составитель Т.В.Понидельникова). Ввести ребёнка в сложный мир человеческих взаимоотношений, формируя потребность в общении, и тем самым помочь ему адаптироваться в группе детей – позволяет реализация системы коррекционно-развивающей работы по эмоциональному развитию и коррекции поведения детей 3-4 лет «Давай поиграем!»(автор-составитель И.А.Пазухина). Повысить осознание ребёнком своих эмоциональных проявлений  и взаимоотношений и тем самым обеспечить всестороннее гармоничное развитие его личности, эмоциональный комфорт, а также развитие  сферы общения и межличностных отношений - позволяет реализация в ДОУ системы коррекционно-развивающей работы по развитию социально-личностной сферы дошкольников 4-6 лет «Давай познакомимся!» (автор-составитель И.А.Пазухина). Психокоррекционная работа проводится в форме непосредственно образовательной деятельности по коррекции познавательной сферы и в форме совместной деятельности по коррекции социально-личностной сферы.

Согласно ФГОС содержание образовательных областей реализуется в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности - как сквозных механизмах развития ребенка):

в раннем возрасте (1 год - 3 года) - предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками; экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.), общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого, самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.), восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок, двигательная активность;

для детей дошкольного возраста (3 года - 8 лет) - ряд видов деятельности, таких как игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками), познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними), а также восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице), конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительная (рисование, лепка, аппликация), музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах) и двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка (ФГОС 2.7).

Содержание Программы обеспечивает полноценное развитие личности детей (ФГОС 2.11.2)

Формы реализации образовательных программ

Образовательные программы реализуются в различных формах:

  •      Образовательная деятельность в ходе режимных моментов;
  •      Образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности;
  •     Самостоятельная деятельность детей.

Образовательная деятельность в ходе режимных моментов осуществляется во взаимодействии педагога с детьми, нацелена на  привитие навыков личной гигиены и самообслуживания, воспитания культуры поведения дошкольников.

      Образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности,  включает в себя организованные фронтальные занятия (НОД), совместную деятельность детей и педагогов, подгрупповые или индивидуальные занятия. Совместная деятельность детей и педагога позволяет осуществить индивидуальный подход к развитию личности ребёнка, эффективней осуществлять дифференцированный подход к детям, снизить учебную нагрузку. Этот вид деятельности предполагает труд в природе и хозяйственно-бытовой труд, игровую и театрализованную деятельность, работу по созданию условий для безопасной жизнедеятельности, развитию эмоциональной сферы, музыкально - ритмическую деятельность, закрепление полученных знаний и умений в различных ситуациях.

Самостоятельная деятельность   позволяет ребёнку реализовать свои интересы и потребности благодаря специально организованным условиям развивающего пространства ДОУ и запланированным педагогом средствам.

Все формы деятельности направлены на создание условий для благоприятного взаимодействия взрослого и ребенка, воспитание гражданского и духовно-нравственного начала, закрепление умений и навыков, полученных в процессе образовательной деятельности.

Образовательные области

Формы реализации образовательных программ

НОД Совместная деятельность педагога и детей Самостоятельная деятельность детей

1.

Социально-коммуникативное развитие

1.1.

Социализация

-

+

+

1.2.

Общение

-

+

+

1.3.

Игра

-

+

+

1.4.

ОБЖ

+

+

+

2.

Познавательное

2.1.

Сенсорное развитие

-

+

+

2.2.

ФЭМП

+

+

+

2.4.

Экология

+

+

+

2.5.

Экспериментально-исследовательская деятельность

-

+

+

3.

Речевое

3.1.

Развитие речи

-

+

+

3.2.

Художественная литература

-

+

+

4.

Художественно-эстетическое

4.1.

Музыка

+

+

+

4.2.

Театр

-

+

+

4.3.

Изобразительная деятельность(рисование, лепка, аппликация, художественный труд)

+

+

+

4.4

Конструктивно-модельная деятельность

-

+

+

5.

Физическое развитие

5.1.

Физкультура

+

+

+

5.2.

Физкультура на воздухе

+

+

+

6.

Компенсирующее направление: коррекционная работа  

6.1.

Коррекция речевых нарушений

+

+

-

6.2.

Коррекция познавательной сферы

+

+

-

6.3.

Коррекция социально-эмоциональной сферы

-

+

-

 

Для обеспечения психолого-педагогического просвещения и поддержки семей воспитанников, с целью оказания помощи в вопросах воспитания и развития детей,  коррекции их речи и личностных особенностей МБДОУ осуществляет тесное взаимодействие с родителями в различных формах сотрудничества: консультирование, совместные развивающие досуги, игровые тренинги, творческие мастерские, праздники и развлечения, проектная деятельность.

Организация образовательного процесса

Для реализации Программы предусмотрено материально-техническое обеспечение,  методические материалы и средства обучения и воспитания

 

Методическое и материально-техническое обеспечение Программы

Образовательные области Разделы образовательных областей Методическое обеспечение Программы Материально-техническое обеспечение Программы

Обязательная часть

Социально-коммуникативное развитие Игровая деятельность - Методический материал по программе «Игровая деятельность в детском саду», методические рекомендации по организации игровой деятельности дошкольников. - Игровые зоны в группах с атрибутами для сюжетно-ролевых игр;

 

- развивающие игры и игрушки  для совместной игровой деятельности.

Общение

 

 

 

 

 

 

- Методический материал  по программе «Азбука общения»;

 

- картотека коммуникативных игр;

- подборка сценариев совместных досуговых  мероприятий, коммуникативных тренингов для детей и родителей МБДОУ.

- Дидактические пособия «Экран добрых дел», «Светофор моих поступков».

 

 

 

Безопасность - Методический материал  по программе «Безопасность»;

 

- рабочие тетради для детей;

- наглядный материал (альбомы, плакаты);

- картотека игр по ПДД;

- медиатека по БДД;

- подборка сценариев совместных досуговых  мероприятий по БДД для детей и родителей МБДОУ.

- Уголки БДД в группах;

 

- атрибуты для ролевых игр по ПДД;

- настольные игры для детей, макеты по ПДД.

 

Познавательное развитие Сенсорное развитие - Методические пособия по сенсорному развитию. - Развивающие игры и игрушки, дидактические пособия.
ФЭМП - Методический материал  по программам ФЭМП;

 

- наглядные пособия и раздаточный материал к занятиям и совместной деятельности;

- тетради на печатной основе для детей.

- Настольные игры с математическим содержанием;

 

- развивающие игры В.В.Воскобовича.

Экология - Методический материал  по программе «Юный эколог»,

 

- конспекты занятий с детьми;

- наглядный материал к занятиям, совместной деятельности.

- Озеленённый участок детского сада с разными породами деревьев и травянистых растений, экосистема газонного ландшафта.
Детское экспериментирование - Перспективные планы педагогов по организации совместной экспериментально-исследовательской деятельности;

 

- картотеки, методический материал для совместной экспериментальной деятельности с детьми.

-Уголки экспериментирования в группах, оборудование для совместной экспериментально-исследовательской деятельности.
Речевое развитие Художественная литература - Перспективно-тематические планы педагогов по художественной литературе. - Библиотеки детской литературы в группах.
Художественно-

 

эстетическое  развитие

Музыка - Рабочая программа  музыкального руководителя с нотным приложением;

 

- методическая литература по развитию музыкальных способностей детей;

- аудиотека музыкальных произведений для слушания, пения, элементарного музицирования, музыкального движения, танцев, музыкальных игр.

- Музыкально-спортивный зал, фортепиано, атрибуты для музыкальной деятельности, инструменты для детского оркестра;

 

- музыкальные уголки в каждой группе, музыкальные игрушки, аудиотеки.

 

Театрализованная деятельность - Методические пособия по организации театрализованной деятельности детей. - Различные виды театра для театрализованной деятельности.

 

 

Изодеятельность - Методический материал  по программе «Цветные ладошки»,

 

- технологические карты,

- тематические плакаты,

- рабочие тетради по художественному труду и декоративному рисованию;

- незавершённые композиции для сотворчества детей с педагогом и родителями.

-Уголки самостоятельной и совместной изодеятельности в каждой группе;

 

- репродукции и предметы искусства, иллюстрационный наглядный материал.

-  материалы для художественной деятельности и творчества детей.

 

Конструктивно-модельная деятельность - Методический материал  по программе «Конструирование из строительного материала» - Различные виды конструкторов  в группах.
Физическое развитие Физкультура - Рабочая программа инструктора по физкультуре;

 

- методическая литература по физическому развитию.

 

-Музыкально-спортивный зал со спортивным оборудованием: гимнастическая стенка, баскетбольное кольцо, гимнастические скамьи, маты, мягконабивные модули, канат, мячи разных видов, дуги, обручи;

 

- участок детского сада для организованной и свободной двигательной активности детей;

- физкультурные уголки в группах со спортивным инвентарем.

Вариативная часть

Компенсирующее направление Коррекция речи - Рабочие программы логопедов;

 

- специальная методическая литература,

- конспекты фронтальных занятий и их дидактическое обеспечение: наглядный и раздаточный материал,

- рабочие тетради для детей,

- картотеки речевых коррекционно-развивающих  игр и упражнений;

- методические и наглядные материалы для обследования речи детей.

 

- 5 логопедических кабинетов для индивидуальных и подгрупповых занятий с детьми-логопатами со специальным оснащением: мебель, зеркала, светильники, инструменты для постановки правильного звукопроизношения;

 

- настольно-печатные дидактические игры, игрушки  и пособия коррекционной направленности;

- ноутбуки;

- логопедический тренажер «Дельфа-142»;

- компьютерные развивающие речевые игры;

- логопедические уголки в каждой группе.

Психокоррекция - Рабочая программа педагога-психолога;

 

- специальная методическая литература;

- наглядный и раздаточный материал для проведения психокоррекционной работы;

- диагностический инструментарий  и стимульный материал для обследования детей.

- Кабинет педагога-психолога для индивидуальных и подгрупповых занятий с детьми;

 

-  развивающие игры, игрушки  и пособия по коррекции и развитию  познавательной и социально-личностной сферы детей.

 

- Методический материал  по программе «Азбука общения»;- картотека коммуникативных игр;- подборка сценариев совместных досуговых  мероприятий, коммуникативных тренингов для детей и родителей МБДОУ.- Дидактические пособия «Экран добрых дел», «Светофор моих поступков».Безопасность- Методический материал  по программе «Безопасность»;- рабочие тетради для детей;- наглядный материал (альбомы, плакаты);- картотека игр по ПДД;

- медиатека по БДД;

- подборка сценариев совместных досуговых  мероприятий по БДД для детей и родителей МБДОУ.- Уголки БДД в группах;- атрибуты для ролевых игр по ПДД;- настольные игры для детей, макеты по ПДД. Познавательное развитиеСенсорное развитие- Методические пособия по сенсорному развитию.- Развивающие игры и игрушки, дидактические пособия.ФЭМП- Методический материал  по программам ФЭМП;- наглядные пособия и раздаточный материал к занятиям и совместной деятельности;- тетради на печатной основе для детей.- Настольные игры с математическим содержанием;- развивающие игры В.В.Воскобовича.Экология- Методический материал  по программе «Юный эколог»,- конспекты занятий с детьми;- наглядный материал к занятиям, совместной деятельности.- Озеленённый участок детского сада с разными породами деревьев и травянистых растений, экосистема газонного ландшафта.Детское экспериментирование- Перспективные планы педагогов по организации совместной экспериментально-исследовательской деятельности;- картотеки, методический материал для совместной экспериментальной деятельности с детьми.-Уголки экспериментирования в группах, оборудование для совместной экспериментально-исследовательской деятельности.Речевое развитиеХудожественная литература- Перспективно-тематические планы педагогов по художественной литературе.- Библиотеки детской литературы в группах.Художественно-эстетическое  развитиеМузыка- Рабочая программа  музыкального руководителя с нотным приложением;- методическая литература по развитию музыкальных способностей детей;- аудиотека музыкальных произведений для слушания, пения, элементарного музицирования, музыкального движения, танцев, музыкальных игр.- Музыкально-спортивный зал, фортепиано, атрибуты для музыкальной деятельности, инструменты для детского оркестра;- музыкальные уголки в каждой группе, музыкальные игрушки, аудиотеки.Театрализованная деятельность- Методические пособия по организации театрализованной деятельности детей.- Различные виды театра для театрализованной деятельности.Изодеятельность- Методический материал  по программе «Цветные ладошки»,- технологические карты,- тематические плакаты,- рабочие тетради по художественному труду и декоративному рисованию;

- незавершённые композиции для сотворчества детей с педагогом и родителями.-Уголки самостоятельной и совместной изодеятельности в каждой группе;- репродукции и предметы искусства, иллюстрационный наглядный материал.-  материалы для художественной деятельности и творчества детей. Конструктивно-модельная деятельность- Методический материал  по программе «Конструирование из строительного материала»- Различные виды конструкторов  в группах.Физическое развитиеФизкультура- Рабочая программа инструктора по физкультуре;- методическая литература по физическому развитию.-Музыкально-спортивный зал со спортивным оборудованием: гимнастическая стенка, баскетбольное кольцо, гимнастические скамьи, маты, мягконабивные модули, канат, мячи разных видов, дуги, обручи;- участок детского сада для организованной и свободной двигательной активности детей;- физкультурные уголки в группах со спортивным инвентарем.

Вариативная часть

Компенсирующее направлениеКоррекция речи- Рабочие программы логопедов;- специальная методическая литература,- конспекты фронтальных занятий и их дидактическое обеспечение: наглядный и раздаточный материал,- рабочие тетради для детей,

 

- картотеки речевых коррекционно-развивающих  игр и упражнений;

- методические и наглядные материалы для обследования речи детей.

- 5 логопедических кабинетов для индивидуальных и подгрупповых занятий с детьми-логопатами со специальным оснащением: мебель, зеркала, светильники, инструменты для постановки правильного звукопроизношения;- настольно-печатные дидактические игры, игрушки  и пособия коррекционной направленности;- ноутбуки;- логопедический тренажер «Дельфа-142»;

- компьютерные развивающие речевые игры;

- логопедические уголки в каждой группе.Психокоррекция- Рабочая программа педагога-психолога;- специальная методическая литература;- наглядный и раздаточный материал для проведения психокоррекционной работы;- диагностический инструментарий  и стимульный материал для обследования детей.- Кабинет педагога-психолога для индивидуальных и подгрупповых занятий с детьми;-  развивающие игры, игрушки  и пособия по коррекции и развитию  познавательной и социально-личностной сферы детей.

 

Режим дня

     Основным принципом построения режима является его соответствие возрастным психофизиологическим особенностям детей. При осуществлении режимных моментов  учитываются   возрастные и индивидуальные особенности ребенка. Режим дня воспитанников составлен  на основе примерного режима комплексной «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой. Режим дня имеет три варианта (для теплого, холодного и летнего периодов) в каждой возрастной группе.

 

Режим дня в I-II младшей группе

Режимные моменты

Холодный период

Теплый

период

Летний

период

Время

Приём и осмотр, игры, утренняя зарядка 7.00 – 8.20 7.00 – 8.20 7.00 – 8.20
Подготовка к завтраку, завтрак 8.20 – 8.45 8.20 – 8.45 8.20 – 8.45
Подготовка к занятиям 8.45 – 9.00 8.45 – 9.00 8.45 – 9.00
Занятия 9.00 – 9.15, 9.40 – 9.55

9.00 – 9.15,

9.40 – 9.55

9.00 – 12.10
Подготовка к прогулке, прогулка (игры, наблюдения), индивидуальные коррекционные занятия 9.55 – 12.00 9.55 – 12.05
Возвращение с прогулки 12.00 – 12.20 12.05 – 12.20 12.10 – 12.20
Подготовка к обеду, обед 12.20 – 12.50 12.20 – 12.50 12.20 – 12.50
Подготовка ко сну, дневной сон 12.50 – 15.00 12.50 – 15.00 12.50 – 15.00
Постепенный подъём 15.00 – 15.25 15.00 – 15.25 15.00 – 15.25
Подготовка к полднику, полдник 15.25 – 15.45 15.25 – 15.45 15.25 – 15.45
Игры, совместная и самостоятельная деятельность детей 15.45 – 16.00 15.45 – 16.00 15.45 – 16.55
Подготовка к прогулке, прогулка 16.00 – 16.45 16.00 – 16.50
Возвращение с прогулки 16.45 – 17.00 16.50 – 17.00 16.55 – 17.00
Подготовка к ужину, ужин 17.00 – 17.25 17.00 – 17.25 17.00 – 17.25
Игры, уход домой 17.25 – 19.00 17.25 – 19.00 17.25 – 19.00

 

Режим дня в средней группе

Режимные моменты

 

Холодный период

Теплый

период

Летний

период

Время

Приём и осмотр, игры 7.00 – 8.15 7.00 – 8.15 7.00 – 8.15
Утренняя зарядка 8.15 – 8.25 8.15 – 8.25 8.15 – 8.25
Подготовка к завтраку, завтрак 8.25 – 8.45 8.25 – 8.45 8.25 – 8.45
Подготовка к занятиям 8.45 – 9.00 8.45 – 9.00 8.45 – 9.00
Занятия 9.00 – 9.20,9.40 – 10.00

9.00 – 9.20,

9.40 – 10.00

9.00 – 12.20
Подготовка к прогулке, прогулка (игры, наблюдения), индивидуальные коррекционные занятия 10.00 – 12.10 10.00 – 12.15
Возвращение с прогулки 12.10 – 12.30 12.15 – 12.30 12.20 – 12.30
Подготовка к обеду, обед 12.30 – 13.00 12.30 – 13.00 12.30 – 13.00
Подготовка ко сну, дневной сон 13.00 – 15.00 13.00 – 15.00 13.00 – 15.00
Постепенный подъём 15.00 – 15.25 15.00 – 15.25 15.00 – 15.25
Подготовка к полднику, полдник 15.25 – 15.45 15.25 – 15.45 15.25 – 15.45
Игры, совместная и самостоятельная деятельность детей 15.45 – 16.05 15.45 – 16.05 15.45 – 17.00
Подготовка к прогулке, прогулка 16.05 – 16.50 16.05 – 16.55
Возвращение с прогулки 16.50 – 17.05 16.55 – 17.05 17.00 – 17.05
Подготовка к ужину, ужин 17.05 – 17.40 17.05 – 17.40 17.05 – 17.40
Игры, уход домой 17.40 – 19.00 17.40 – 19.00 17.40 – 19.00

 

Режим дня в старшей группе

Режимные моменты

 

Холодный период

Теплый

период

Летний

период

Время

Приём и осмотр, игры 7.00 – 8.15 7.00 – 8.15 7.00 – 8.15
Утренняя зарядка 8.15 – 8.30 8.15 – 8.30 8.15 – 8.30
Подготовка к завтраку, завтрак 8.30 – 8.50 8.30 – 8.50 8.30 – 8.50
Подготовка к занятиям 8.50 – 9.00 8.50 – 9.00 8.50 – 9.00
Занятия

9.00 –  9.25

9.40 – 10.05

10.20 –10.45

9.00 –  9.25

9.40 – 10.05

10.20 –10.45

9.00 – 12.35
Подготовка к прогулке, прогулка (игры, наблюдения), индивидуальные коррекционные занятия 10.45 – 12.25 10.45 – 12.30
Возвращение с прогулки 12.25 – 12.40 12.30 – 12.40 12.35 – 12.40
Подготовка к обеду, обед 12.40 – 13.10 12.40 – 13.10 12.40 – 13.10
Подготовка ко сну, дневной сон 13.10 – 15.00 13.10 – 15.00 13.10 – 15.00
Постепенный подъём 15.00 – 15.25 15.00 – 15.25 15.00 – 15.25
Подготовка к полднику, полдник 15.25 – 15.45 15.20 – 15.45 15.20 – 15.45
Занятие/игры, совместная и самостоятельная деятельность детей 15.45 – 16.10 15.45 – 16.10 15.45 – 17.10
Подготовка к прогулке, прогулка 16.10 – 17.00 16.10 – 17.05
Возвращение с прогулки 17.00 – 17.15 17.05 – 17.15 17.10 – 17.15
Подготовка к ужину, ужин 17.15 – 17.35 17.15 – 17.35 17.15 – 17.35
Игры, совместная и самостоятельная деятельность детей, уход домой 17.35 – 19.00 17.35 – 19.00 17.35 – 19.00

 

Режим дня в подготовительной группе

Режимные моменты

 

Холодный период

Теплый

период

Летний

период

Время

Приём и осмотр, игры 7.00 – 8.15 7.00 – 8.15 7.00 – 8.15
Утренняя зарядка 8.15 – 8.30 8.15 – 8.30 8.15 – 8.30
Подготовка к завтраку, завтрак 8.30 – 8.50 8.30 – 8.50 8.30 – 8.50
Подготовка к занятиям 8.50 – 9.00 8.50 – 9.00 8.50 – 9.20
Занятия

9.00 –  9.30

9.40 – 10.10

10.20 –10.50

9.00 –  9.30

9.40 – 10.10

10.20 –10.50

9.00 – 12.40
Подготовка к прогулке, прогулка (игры, наблюдения), индивидуальные коррекционные занятия 10.50 – 12.30 10.50 – 12.35
Возвращение с прогулки 12.30 – 12.45 12.35 – 12.45 12.40 – 12.45
Подготовка к обеду, обед 12.45 – 13.15 12.45 – 13.15 12.45 – 13.15
Подготовка ко сну, дневной сон 13.15 – 15.00 13.15 – 15.00 13.15 – 15.00
Постепенный подъём 15.00 – 15.25 15.00 – 15.25 15.00 – 15.25
Подготовка к полднику, полдник 15.25 – 15.45 15.25 – 15.45 15.25 – 15.45
Занятие/игры, совместная и самостоятельная деятельность детей 15.45 – 16.15 15.45 – 16.15 15.45 – 17.20
Подготовка к прогулке, прогулка 16.15 – 17.10 16.15 – 17.15
Возвращение с прогулки 17.10 – 17.25 17.15 – 17.25 17.20 – 17.25
Подготовка к ужину, ужин 17.25 – 17.40 17.25 – 17.40 17.25 – 17.40
Игры, совместная и самостоятельная деятельность детей уход домой 17.40 – 19.00 17.40 – 19.00 17.40 – 19.00

Особенности традиционных событий, праздников

Проведение праздников решает задачи приобщения к культурным традициям и общечеловеческим ценностям, развития познавательной и эмоционально-личностной сферы, социальной адаптации дошкольников.

Традиционно в МБДОУ отмечаются праздники:

  1. День знаний – 02.09.2013
  2. Осенняя ярмарка – 25.10.2013
  3. Новый год – 24.12.2013
  4. Новогодние колядки – 10.01.2014
  5. День защитника Отечества – 20.02.2014
  6. Мамин праздник – 05.03.2014
  7. До свиданья, детский сад – 02.06.2014

Праздники могут быть организованы в различных формах (утренник, развлечение, досуг, гуляние, спортивное соревнование и т.п.). В праздниках могут участвовать разные возрастные группы детей, а также родители воспитанников.