Утверждена педсоветом

№ 1 от 01.09.2014 г.

Заведующий МБДОУ №181

 М.В.Овчинникова

 

муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение детский сад

компенсирующего вида (для детей с нарушениями речи)

второй категории № 181 Ленинского района

города  Ростова-на-Дону

 

 

 

Образовательная  программа

МБДОУ №181 

2014 г.

г. Ростов-на-Дону

 

Пояснительная записка

   Образовательная программа МБДОУ № 181 (далее Программа) разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами, регламентирующими деятельность МБДОУ №181:

 

1.Федеральными законами:

1.1. Конституция РФ;

1.2. Конвенция ООН о правах ребёнка;

1.3. Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ.

2.Постановлениями Правительства Российской Федерации:

2.1.Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 года № 26 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы  дошкольных образовательных  организаций (СанПиН 2.4.1.3049-13»).

3.Нормативно-правовыми документами Министерства образования и науки РФ:

3.1.Приказ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

3.2.Приказ от 30.08.2013 г. №1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования».

3.3. Приказ от 22.08.1996г № 448 «Об утверждении документов по проведению аттестации и государственной аккредитации дошкольного образовательного учреждения».

3.4. Письмо от 14.03.2000г. № 65/23-16                     «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организационных формах обучения».

3.5. Приказ от 27.03.2000г № 27/901-6  «О психолого - медико - педагогическим консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения».

3.6. Письмо от 07.04.1999 №70/23-16 «О практике проведения диагностики развития ребенка в системе дошкольного образования».

3.7. Письмо от 2000г. № 237/23-16 «О построении преемственности в программах дошкольного образования и начальной школы».

4. Документами, регламентирующими деятельность МБДОУ №181:

4.1.Устав  МБДОУ № 181 утвержден Управлением образования города Ростова-на-Дону, приказ № 874 от 26.10.2011 г.

4.2.Свидетельство о государственной аккредитации выданоРегиональной службой по надзору и контролю в сфере образования Ростовской области от 21 апреля 2011 г., регистрационный № 1129, срок действия до 10 сентября 2015 г., с. ДД № 020257.

4.3.Лицензия на  право ведения образовательной деятельности выдана Региональной службой по надзору и контролю в сфере образования Ростовской области, регистрационный № 2587 от 28 июня 2012 г., срок действия лицензии: бессрочно, с. 61 № 001635.

Цели и задачи реализации Программы

В соответствии с ФЗ "Об образовании" Программа направлена на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми  дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими  образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности (ФЗ «Обобразовании» гл.7 ст.64 п.2).

Программа определяет содержание и организацию образовательной деятельности МБДОУ компенсирующей направленности.

Программа обеспечивает развитие личностидошкольников с нарушениями речи в различных видах общения и деятельности с учетом их специфических, возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей.   

      В соответствии с ФГОС Программа направлена на решение задач:

1) охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

2) обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);

3) обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней;

4) создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

5) объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

6) формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности;

7) обеспечения вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;

8) формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;

9) обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. (ФГОС II, 2.1.)

Обязательная часть Программы направлена на:

создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;

на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей (ФГОС II, 2.4.).

Вариативную часть Программы занимает коррекционная работа, которая  направлена на:

1) обеспечение коррекции речевых нарушений у детей, оказание им квалифицированной помощи в освоении Программы;

2) освоение детьми с нарушениями речи Программы, их разностороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации.

Коррекционная работа по преодолению речевых нарушений и инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья, осваивающих Программу  МБДОУ компенсирующей направленности (в том числе и для детей со сложными (комплексными) нарушениями), строится с учетом особенностей их развития и специфических образовательных потребностей.(ФГОС II, 2.11.2)

Ведущие принципы построения Программы

- Принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка. Развивающий характер образования реализуется через деятельность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития.

- Сочетание принципа научной обоснованности и практической применимости. Содержание программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики.

- Соответствие критериям полноты, необходимости и достаточности, то есть позволять решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному «минимуму».

- Единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач образовательного процесса.

- Принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей.

- Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса.

- Решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.

- Построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.

- Принципы гуманизации, дифференциации и индивидуализации, непрерывности и системности образования. Отражение принципа гуманизации в образовательной программе означает признание уникальности и неповторимости личности каждого ребенка, признание неограниченных возможностей развития личного потенциала каждого ребенка, уважение к личности ребенка со стороны всех участников образовательного процесса. Принцип дифференциации и индивидуализации воспитания и обучения обеспечивает развитие ребенка в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями. Осуществляется этот принцип через создание условий для воспитания и обучения каждого ребенка с учетом индивидуальных особенностей его развития.

- Принцип непрерывности образования обеспечивает связь всех ступенек дошкольного образования, начиная с раннего и младшего дошкольного возраста до старшей и подготовительной к школе групп. Приоритетом с точки зрения непрерывности образования является обеспечение к концу дошкольного детства такого уровня развития каждого ребенка, который позволит ему быть успешным при обучении по программам начальной школы. Соблюдение принципа преемственности требует не только и не столько овладения детьми определенным объемом информации, знаний, сколько формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью - любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности и др.

- Принцип системности. Основная образовательная программа представляет собой целостную систему высокого уровня: все компоненты в ней взаимосвязаны и взаимозависимы.

Особенности детей с нарушениями речи

В настоящее время дошкольники с недостатками речевого развития составляют самую многочисленную группу детей с нарушениями развития. В МБДОУ речевой направленности поступают дети с такими нарушениями, как  общее недоразвитие речи, алалия, ринолалия, дизартрия, заика­ние, фонетико-фонематическое недоразвитие речи. Для этих детей характерны сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех ком­понентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне при нормальном слухе и интеллек­те. У них в большей или меньшей степени оказываются нарушенными произно­шение и различение звуков на слух, недостаточно пол­ноценно происходит овладение системой морфем и, следовательно, плохо усваиваются навыки словоизменения и словообразования. Словарный запас отстает от возра­стной нормы, как по количественным, так и по каче­ственным показателям; оказывается недоразвитой связ­ная речь.       Речевой опыт таких детей ограничен, языковые средства несовершенны. Потребность речевого общения удовлетворяется недостаточно. Разговорная речь бед­ная, малословная, тесно связана с определенной ситуа­цией и вне этой ситуации становится непонятной. Связная монологическая речь или отсутствует, или разви­вается с большим трудом и характеризуется качествен­ным своеобразием. Наблюдается также отставание экспрессив­ной речи при относительном, на первый взгляд, пони­мании обращенной.

   У дошкольников с речевой патологией наблюдаются особенности психического развития. Отмечается недостаточность различных видов восприятия и в первую очередь слу­хового, зрительного, пространственного. Недостаточность базового слухового восприятия влия­ет на формирование фонематического слуха, а в дальней­шем - фонематического восприятия. Нарушения фонема­тического восприятия отмечаются у всех детей с нарушениями речи.Нарушения зрительной сферы проявляются в бедности и недифференцированности зритель­ных представлений, в инертности и нестойкости зрительных следов, а также в отсутствии прочной и адек­ватной связи слова со зрительным образом предмета. Дети с речевыми нарушениями затрудняются в дифференциации понятий «справа» и «сле­ва», обозначающих местонахождение объекта. У них так­же наблюдаются трудности ориентировки в собственном теле.Внимание характеризуется недостаточной устойчи­востью, быстрой истощаемостью, что определяет тенден­цию к снижению темпа деятельности в процессе рабо­ты. Ошибки внимания присутствуют на протяжении всей работы и не всегда самостоятельно замечаются и устраняются детьми. Заметно сни­жены слуховая память и продуктивность запоминания по сравнению с нормально говорящими детьми. Дети часто забывают сложные инструкции, опускают некоторые их элементы и меняют последовательность предложенных заданий. Они, как правило, не прибегают к речевому общению с целью уточнения инструкций. Однако при имеющихся трудностях у детей данной категории остаются относительно сохранными возмож­ности смыслового, логического запоминания. Несформированность некоторых знаний и недоста­точность самоорганизации речевой деятельности влия­ет на процесс и результат мыслительной деятельности,

необходимости дифференцированного подхода к детям с учетом особен­ностей их интеллектуального развития.

   У части детей с речевыми нарушениями отмечается соматическая ос­лабленность  и замедленное развитие локомоторных функций. Так, наблюдается отставание в развитии двигательной сферы, которое характеризуется плохой координацией движе­ний, неуверенностью в выполнении дозированных дви­жений, снижении скорости и ловкости выполнения. Наибольшие трудности выявляются при вы­полнении движений по словесной инструкции. Эти дети отстают от нормально развивающихся сверстников в воспроизведении двигательного задания по простран­ственно-временным параметрам, они нарушают после­довательность элементов действия, опускают его составные части. Отмечается недостаточная координация пальцев руки, общее недоразвитие мелкой моторики.

    Одной из общих закономерностей на­рушенного развития являются отклонения в формиро­вании личности. У детей-логопатов имеются трудности социальной адаптации, сложности при взаимодействии с социальной средой. Доказано, что речевые нарушения сказываются на характере взаимоотношений ребенка с окружающими, на формировании его самосознания и самооценки. Несформированность средств общения может быть главной причиной небла­гоприятных отношений в группе сверстников. Особенности речевого развития логопатов (трудности морфологического, синтаксического, логико-синтаксического и композиционного характера) в сочетании с на­рушениями коммуникативной функции приводят к снижению потребности в общении, несформиро­ванности способов коммуникации (диалогическая и монологическая речь), особенностям поведения (незаинтересованность в контакте, неумение ориентироваться в ситуации общения, негативизм). Личность ребенка с речевой патологией характеризуется спе­цифическими особенностями: заниженная самооценка, коммуникативные на­рушения, проявления тревожности и агрессивности раз­ной степени выраженности.

   Таким образом, для реабилитации дошкольников с речевой патологией необходима специально организованная коррекционная работа, осуществляемая специалистами и воспитателями в тесной взаимосвязи при реализации Программы  и индивидуальных образовательных маршрутов воспитанниковкоррекционного МБДОУ.

Планируемые результаты освоения Программы

Согласно ФГОС результаты освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования. (ФГОС IV,4.1.)

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:

ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;

ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;

у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;

ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;

ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности. (ФГОС IV,4.6.)

       В результате коррекционной работы речь дошкольников максимально приближается к возрастным нормам. Это проявляется в  достаточно свободном, безошибочном владении диалогической и монологической речью: ребенок может адекватно формулировать вопросы и отвечать на вопросы окружающих, подробно и логично рассказывать о событиях реального мира, пересказать близко к оригиналу художественные произведения, осуществлять творческое рассказывание и т.д. Соответственно с этим у детей  достаточно сформирован лексико-грамматический строй языка. Так, дети  адекватно понимают и употребляют в речи слова, относящиеся к различным частям речи, простые и сложные предлоги, владеют  навыками словообразования и словоизменения. Фонетическое оформление речи детей  соответствует нормам родного языка. Кроме того, у детей  достаточно сформированы операции звуко-слогового анализа и синтеза и элементарные навыки грамоты (чтение и печатание некоторых букв, слогов, коротких слов).

                                               Содержание Программы

     Содержание Программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и выстроено по принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка и обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач.Содержание Программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности.

Обязательная часть Программы базируется на принципе комплексного подхода. За основу Программы взята комплексная «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. Эта программа является традиционной для педагогического коллектива МБДОУ. Созданная в соответствии с классическими традициями дошкольной педагогики, она соответствует современной научной «Концепцией дошкольного воспитания» о признании самоценности дошкольного периода детства. Программа  М.А.Васильевой выдвигает на первый план развивающую функцию образования, благодаря которой обеспечивается становление личности ребёнка и раскрытие его индивидуальных особенностей.

Программа обеспечивает развитие детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях:

социально-коммуникативное развитие;

познавательное развитие;

речевое развитие;

художественно-эстетическое развитие;

физическое развитие.

Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в МБДОУ; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе (ФГОС 2.6).

      Реализация задач социально-коммуникативного развития воспитанников происходит в  процессе образовательной деятельности в ходе режимных моментов, а также в процессе образовательной деятельности, осуществляемой в процессе организации различных видов детской  деятельности. Являясь ведущей деятельностью, игра дошкольника развивает  психические, физические, коммуникативные функции, творческие способности, эмоционально-мотивационную сферу, социальную адаптацию дошкольников.  Для организации игровой деятельности детей младшего и среднего возраста используется программа Н.Ф.Губановой «Игровая деятельность в детском саду»,  которая построена с учётом  особенностей детской игровой культуры и содержит методы педагогического сопровождения, развивающие самостоятельность и творческую активность ребенка. Программа Н.Ф.Губановой реализуется в процессе совместной и самостоятельной деятельности дошкольников. Социально-коммуникативное развитие старших дошкольников осуществляется по программе «Азбука общения» (Шипицына Л.М., Защиринская О.В, Воронова А.П., Нилова Т.А.). Программа позволяет обеспечить развитие личности ребёнка, навыков общения со взрослыми и сверстниками: установление взаимопонимания между родителями и детьми, воспитателями и воспитуемыми. А также формированию у детей эмоционально-мотивационных установок по отношению к себе, окружающим, сверстникам и взрослым людям;  навыков и умений, необходимых для адекватного поведения в обществе  и успешной социализации. Подобный опыт имеет чрезвычайно важное значение для детей с трудностями в речевой, коммуникативной деятельности, социальной адаптации. Программа «Азбука общения» реализуется  в процессе совместной деятельности педагогов и детей.

      Образовательная деятельность по формированию навыков адекватного поведения в различных сложных, а порой опасных жизненных ситуациях и  воспитанию здорового образа жизни осуществляется по программе «Безопасность» Н.Н. Авдеевой, О.Л. Князевой, Р.Б. Стёркиной. Программа содержит комплекс материалов, обеспечивающих стимулирование в старшем дошкольном возрасте самостоятельности и ответственности за своё поведение.   Раздел «Ребёнок и другие люди» направлен на осознание ребёнком, что именно может быть опасным в общении с другими людьми. А также знакомит с правилами поведения в типичных ситуациях при взаимодействии с другими людьми, дополняя программу «Азбука общения». Содержание раздела «Здоровье ребёнка»  направлено на понимание ребёнком ценности человеческого организма, взаимосвязи образа жизни и здоровья человека, формирование здорового образа жизни. Условия поддержания психического здоровья ребёнка, способы профилактики и преодоления конфликтов раскрывает раздел «Эмоциональное благополучие ребёнка», дополняя программу «Азбука общения» и решая задачи коррекционной работы.  Раздел «Ребёнок и природа» дополняет содержание, заложенное в программе «Юный эколог», делая акцент на безопасное поведение при взаимодействии с объектами живой и неживой природы. В разделе «Ребёнок дома» внимание акцентируется на безопасное обращение с предметами домашнего быта, дополняя и закрепляя представления ребёнка об окружающем мире и предметах ближайшего окружения. Раздел «Ребёнок на улице» предусматривает ознакомление детей с безопасным поведением на улице, в транспорте,  правилами дорожного движения. Программа "Безопасность" реализуется со старшими дошкольниками в процессе НОД и совместной деятельности педагога с детьми.

Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля какобщем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира (ФГОС 2.6).

      Формирование первичных представлений об объектах и свойствах окружающего мира, сенсорное развитие детей младшего и среднего возраста осуществляется в процессе режимных моментов и совместной деятельности педагогов с детьми.

     НОД по развитию элементарных математических представлений организуется по программе «Формирование элементарных математических представлений  в детском саду» под редакцией Н.А. Араповой-Пискарёвой. Наряду с освоением  детьми математического содержания она  способствует проявлению и становлению интереса к познанию, выявлению закономерностей, связей и зависимостей предметов и явлений окружающего мира, обогащению ребёнка, развитию его индивидуальных возможностей.  Практические виды деятельности, предполагаемые программой, позволяют познать свойства и отношения объектов, чисел, арифметических действий, величин,  пространственно-временных отношений, многообразие геометрических форм. Программа предлагает приёмы работы с детьми в условиях творческой познавательной деятельности, базирующейся на детской самостоятельности.

    Формирование основ экологической культуры у дошкольников  строится по программе «Юный эколог»  С.Н. Николаевой. Программа  направлена на воспитание правильного отношения к окружающей ребёнка природе, к себе и людям как  части природы, к вещам и материалам природного происхождения. Использование разнообразных эффективных методов работы (циклы наблюдений за объектами природы, ведение календарей, простые и комплексные занятия, игровые обучающие ситуации, творческие игры, работа с художественными произведениями) позволяют развивать умение наблюдать окружающий мир, устанавливать элементарные связи и зависимости, учить осознанному взаимодействию с живыми существами. Программа реализуется в ходе совместной и непосредственно образовательной деятельности.

Развитие познавательного интереса, любознательности, активности, формирование познавательных действий,  первичных представлений обобъектах окружающего мира, их свойствах и отношенияхосуществляется также в процессе совместной экспериментально-исследовательской деятельности детей и педагогов МБДОУ.

Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте (ФГОС 2.6).

Речевое развитие воспитанников осуществляется в совместной образовательной  деятельности педагогов с детьми, в ходе режимных моментов, а также в процессе организованной коррекционно-развивающей работы МБДОУ компенсирующей направленности, определенной в части Программы, формируемой участниками образовательных отношений.

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.) (ФГОС 2.6).

     Художественно-эстетическое развитие в процессе непосредственно образовательной деятельности ведется по  специальным программам. Развитие музыкальности организуется по программам «Малыш» В.А. Петровой и «Гармония» К.В. Тарасовой, которые позволяют развить у детей музыкальные способности во всех доступных видах музыкальной деятельности: музыкальном движении, слушании музыки, пении, игре на детских музыкальных инструментах, музыкальной игре-драматизации. Акцент в программах делается на поддержку творческих проявлений в вокале, пластике, музицировании.          

     Художественно-эстетическое развитие дошкольников осуществляется также в ходе совместной театрализованной деятельности педагогов с детьми, позволяющей активизировать и синтезировать все приобретённые ребёнком умения через воплощение в художественный образ.

      Художественное развитие детей  осуществляется в процессе совместной деятельности по программам И.А. Лыковой «Цветные ладошки» и «Умелые ручки», которые обеспечивают формирование у детей младшего и дошкольного возраста эстетического отношения и художественно-творческих способностей в изобразительной деятельности. Программы И.А.Лыковой направлены на развитие эстетического восприятия художественных образов и предметов окружающего мира, ознакомление с основными средствами художественно-образной выразительности, обогащение художественно-эстетического опыта детей, воспитание художественного вкуса и чувства гармонии, формирование эстетической картины мира и основных элементов «Я-концепции творца». Программы предполагают создание условий для многоаспектной и увлекательной активности детей в художественно-эстетическом освоении окружающего мира, свободного экспериментирования с художественными материалами и инструментами.   

   Конструктивно-модельная деятельность из различных видов конструкторов и материалов позволяет развить конструкторские и художественные способности воспитанников, эстетический вкус, конструкторские навыки и умения. Конструктивная деятельность по программе Л.В.Куцаковой «Конструирование из строительного материала»организуется в процессе совместной с педагогом и самостоятельной деятельности детей.

Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.) (ФГОС 2.6).

    Непосредственно образовательная деятельность по физическому развитию осуществляется по программе  Л.Д. Глазыриной  «Физическая культура – дошкольникам» («Очарование»), которая  предполагает три направления единого процесса (оздоровительное, воспитательное и образовательное). Данная программа построена с учётом возрастных особенностей детей, предполагает доминирующее использование игровых методов в обучении детей движению, позволяет варьировать физическую нагрузку на детей с учётом их интересов, состояния здоровья и уровня физической подготовленности. Использование этой программы обеспечивает устойчивый интерес к занятиям физкультурой, ощущение «мышечной» радости» - положительные эмоции от посильных физических нагрузок, оптимизировать двигательный режим в ДОУ и способствовать осознанному отношению к собственным возможностям и объёму нагрузки. Данная программа даёт возможность организовать занятия в нетрадиционной форме, обеспечить индивидуальный подход к каждому ребёнку, а также   средствами физической культуры  не только оздоравливать ребёнка, но и  осуществлять  развитие его умственных способностей, психического и социального здоровья.

Часть, формируемая участниками образовательных отношений

   В работе с детьми по направлению коррекции и развития речи используются:

Программа «Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи» (авторы Т.Б. Филичева, Т.В.Туманова, Г.В. Чиркина), реализация которой способствует  практическому усвоению лексических и грамматических средств языка, формированию правильного произношения, подготовке к обучению грамоте, овладению её элементами, развитию навыков связной речи. Научно-методическое обеспечение педагогического процесса, предлагаемое  программой, содержит системный подход к определению стратегии коррекционно-развивающего воздействия при общем недоразвитии речи. В программе охарактеризованы основные проявления недоразвития речи у детей дошкольного возраста и их психологические особенности, изложено содержание работы по формированию звуковой стороны речи, лексико-грамматических компонентов языка, связной речи; отражена специфика коррекционно – воспитательного процесса, преемственность в работе логопеда, воспитателя и других специалистов.

    Программа «Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием» (авторы Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина) позволяет сформировать у детей полноценную фонетическую систему языка, развить фонематическое восприятие, навыки звукового анализа, автоматизировать слухопроизносительные умения, развить просодические навыки.

    «Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи» (авторы Г.А.Каше, Т.Б. Филичева) помогает овладению детьми  фонетической системой языка, развитию связной речи, подготовке к овладению грамотой, усвоению некоторых её элементов. В программе определён объём знаний, умений и навыков, необходимых для успешного обучения в школе. Предлагаемый материал по формированию произношения и усвоению элементов грамоты разработан с учётом имеющихся у детей отклонений в речевом развитии. В разделе «формирования грамматически правильной речи» определены основные направления развития связной речи с учетом специфических особенностей детей данной категории.Обучение детей в соответствии с предлагаемой системой обеспечивает, с одной стороны, коррекцию речевого дефекта,с другой – подготовку к овладению грамотой в объеме, предусмотренном программой для 1-го класса массовой школы.В основу обучения положено развитие познавательной деятельности. У детей развивается внимание к языку, способность к обобщениям в сфере языковых фактов. В процессе коррекционного обучения у детей пробуждается познавательный интерес, активизируется мысль, постоянно ставятся посильные и в то же время требующие известных усилий задачи.При усвоении тех или иных знаний многие задания предлагаются детям в игровой и учебной форме.

   Реализация программ речевой коррекции осуществляется в ходе НОД, совместной подгрупповой деятельности и индивидуальной работы с детьми, имеющими речевые нарушения.

   Дети с речевыми нарушениями имеют, как правило, сложную структуру дефекта, когда нарушение речевого развития сопровождается отклонениями в развитии познавательной и эмоционально-личностной сферы, а также в сфере  общения и межличностных отношений, что затрудняет обучение и воспитание, делает сложным процесс формирования личности. Для преодоления нарушений в познавательном развитии у дошкольников, повышения уровня развития их когнитивных способностей, формирования психологической готовности к школьному обучению психологической службой ДОУ организована система коррекционно-развивающей работы по развитию познавательной сферы дошкольников с речевой патологией в возрасте 3-7 лет (автор-составитель Т.В.Понидельникова). Ввести ребёнка в сложный мир человеческих взаимоотношений, формируя потребность в общении, и тем самым помочь ему адаптироваться в группе детей – позволяет реализация системы коррекционно-развивающей работы по эмоциональному развитию и коррекции поведения детей 3-4 лет «Давай поиграем!» (автор-составитель И.А.Пазухина). Повысить осознание ребёнком своих эмоциональных проявлений  и взаимоотношений и тем самым обеспечить всестороннее гармоничное развитие его личности, эмоциональный комфорт, а также развитие  сферы общения и межличностных отношений - позволяет реализация в ДОУ системы коррекционно-развивающей работы по развитию социально-личностной сферы дошкольников 4-6 лет «Давай познакомимся!» (автор-составитель И.А.Пазухина). Психокоррекционная работа проводится в форме непосредственно образовательной деятельности по коррекции познавательной сферы и в форме совместной деятельности по коррекции социально-личностной сферы.

Согласно ФГОС содержание образовательных областей реализуется в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности - как сквозных механизмах развития ребенка):

в раннем возрасте (1 год - 3 года) - предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками; экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.), общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого, самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.), восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок, двигательная активность;

для детей дошкольного возраста (3 года - 8 лет) - ряд видов деятельности, таких как игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками), познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними), а также восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице), конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительная (рисование, лепка, аппликация), музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах) и двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка (ФГОС 2.7).

Содержание Программы обеспечивает полноценное развитие личности детей (ФГОС 2.11.2)

 

Формы реализации образовательных программ

Образовательные программы реализуются в различных формах:

  • Образовательная деятельность в ходе режимных моментов;
  •      Образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности;
  •     Самостоятельная деятельность детей.

      Образовательная деятельностьв ходе режимных моментовосуществляется во взаимодействии педагога с детьми, нацелена на  привитие навыков личной гигиены и самообслуживания, воспитания культуры поведения дошкольников.

Образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности,  включает в себя организованные фронтальныезанятия (НОД), совместную деятельность детей и педагогов, подгрупповые или индивидуальные занятия. Совместная деятельность детей и педагога позволяет осуществить индивидуальный подход к развитию личности ребёнка, эффективней осуществлять дифференцированный подход к детям, снизить учебную нагрузку. Этот вид деятельности предполагает труд в природе и хозяйственно-бытовой труд, игровую и театрализованную деятельность, работу по созданию условий для безопасной жизнедеятельности, развитию эмоциональной сферы, музыкально-ритмическую деятельность, закрепление полученных знаний и умений в различных ситуациях.

Самостоятельная деятельностьпозволяет ребёнку реализовать свои интересы и потребности благодаря специально организованным условиям развивающего пространства ДОУ и запланированным педагогом средствам.

         Все формы деятельности направлены на создание условий для благоприятного взаимодействия взрослого и ребенка, воспитание гражданского и духовно-нравственного начала, закрепление умений и навыков, полученных в процессе образовательной деятельности.

 

Образовательные области

Формы реализации образовательных программ

НОД

Совместная деятельность педагога и детей

Самостоятельная деятельность детей

1.

Социально-коммуникативное развитие

1.1.

Социализация        

-

+

+

1.2.

Общение                      

-

+

+

1.3.

Игра

-

+

+

1.4.

ОБЖ

+

+

+

2.

Познавательное

2.1.

Сенсорное развитие

-

+

+

2.2.

ФЭМП

+

+

+

2.4.

Экология

+

+

+

2.5.

Экспериментально-исследовательская деятельность

-

+

+

3.

Речевое

3.1.

Развитие речи

+

+

+

3.2.

Художественная литература

-

+

+

4.

Художественно-эстетическое

4.1.

Музыка

+

+

+

4.2.

Театр

-

+

+

4.3.

Изобразительная деятельность

(рисование, лепка, аппликация, художественный труд)

-

+

+

4.4

Конструктивно-модельная деятельность

-

+

+

5.

Физическое развитие

5.1.

Физкультура

+

+

+

5.2.

Физкультура на воздухе

+

+

+

6.

Компенсирующее направление: коррекционная работа

 

6.1.

Коррекция речевых нарушений

+

+

-

6.2.

Коррекция познавательной сферы

+

+

-

6.3.

Коррекция социально-эмоциональной сферы

-

+

-

 

       Для обеспечения психолого-педагогического просвещения и поддержки семей воспитанников, с целью оказания помощи в вопросах воспитания и развития детей,  коррекции их речи и личностных особенностей МБДОУ осуществляет тесное взаимодействие с родителями в различных формах сотрудничества: консультирование, совместные развивающие досуги, игровые тренинги, творческие мастерские, праздники и развлечения, проектная деятельность.

 

Организация образовательного процесса

 

Для реализации Программы предусмотрено материально-техническое обеспечение,  методические материалы и средства обучения и воспитания

 

Методическое и материально-техническое обеспечение Программы

 

Образовательные области

Разделы образовательных областей

Методическое обеспечение Программы

Материально-техническое обеспечение Программы

Обязательная часть

Социально-коммуникативное развитие

Игровая деятельность

- Методический материал по программе «Игровая деятельность в детском саду», методические рекомендации по организации игровой деятельности дошкольников.

-Игровые зоны в группах с атрибутами для сюжетно-ролевых игр;

- развивающие игры и игрушки  для совместной игровой деятельности.

Общение

 

 

 

 

 

- Методический материал  по программе «Азбука общения»;

- картотека коммуникативных игр;

- подборка сценариев совместных досуговых  мероприятий, коммуникативных тренингов для детей и родителей МБДОУ. 

- Дидактические пособия «Экран добрых дел», «Светофор моих поступков».

 

 

Безопасность

- Методический материал  по программе «Безопасность»;

- рабочие тетради для детей;

- наглядный материал (альбомы, плакаты);

- картотека игр по ПДД;

- медиатека по БДД;

- подборка сценариев совместных досуговых  мероприятий по БДД для детей и родителей МБДОУ.

- Уголки БДД в группах;

-атрибуты для ролевых игр по ПДД;

- настольные игры для детей, макеты по ПДД.

 

Познавательное развитие

Сенсорное развитие

- Методические пособия по сенсорному развитию.

- Развивающие игры и игрушки, дидактические пособия.

ФЭМП

- Методический материал  по программам ФЭМП;

- наглядные пособия и раздаточный материал к занятиям и совместной деятельности;

- тетради на печатной основе для детей.

- Настольные игры с математическим содержанием;

- развивающие игры В.В.Воскобовича.

Экология

- Методический материал  по программе «Юный эколог»,

- конспекты занятий с детьми;

- наглядный материал к занятиям, совместной деятельности.

- Озеленённый участок детского сада с разными породами деревьев и травянистых растений, экосистема газонного ландшафта.

Детское экспериментирование

- Перспективные планы педагогов по организации совместной экспериментально-исследовательской деятельности;

- картотеки, методический материал для совместной экспериментальной деятельности с детьми.

-Уголки экспериментирования в группах, оборудование для совместной экспериментально-исследовательской деятельности.

Речевое развитие

Развитие речи, Художественная литература

- Перспективно-тематические планы педагогов по ознакомлению детей с произведениями художественной литературы.

- Библиотеки детской литературы в группах.

Художественно-    

эстетическое  развитие

Музыка

- Рабочая программа  музыкального руководителя с нотным приложением;

- методическая литература по развитию музыкальных способностей детей;

- аудиотека музыкальных произведений для слушания, пения, элементарного музицирования, музыкального движения, танцев, музыкальных игр.

- Музыкально-спортивный зал, фортепиано, атрибуты для музыкальной деятельности, инструменты для детского оркестра;

- музыкальные уголки в каждой группе, музыкальные игрушки, аудиотеки.

 

Театрализованная деятельность

- Методические пособия по организации театрализованной деятельности детей.

- Различные виды театра для театрализованной деятельности.

 

Изодеятельность

- Методический материал  по программе «Цветные ладошки»,

- технологические карты,

- тематические плакаты,

- рабочие тетради по художественному труду и декоративному рисованию;

- незавершённые композиции для сотворчества детей с педагогом и родителями.

-Уголки самостоятельной и совместной изодеятельности в каждой группе;

- репродукции и предметы искусства, иллюстрационный наглядный материал.

-  материалы для художественной деятельности и творчества детей.

 

Конструктивно-модельная деятельность

- Методический материал  по программе «Конструирование из строительного материала»

- Различные виды конструкторов  в группах.

Физическое развитие

Физкультура

- Рабочая программа инструктора по физкультуре;

- методическая литература по физическому развитию.

 

-Музыкально-спортивный зал со спортивным оборудованием: гимнастическая стенка, баскетбольное кольцо, гимнастические скамьи, маты, мягконабивные модули, канат, мячи разных видов, дуги, обручи;

- участок детского сада для организованной и свободной двигательной активности детей;

- физкультурные уголки в группах со спортивным инвентарем.

Вариативная часть

Компенсирующее направление

Коррекция речи

-Рабочие программы логопедов;

- специальная методическая литература,

-конспекты фронтальных занятий и их дидактическое обеспечение: наглядный и раздаточный материал,

- рабочие тетради для детей,

- картотеки речевых коррекционно-развивающих  игр и упражнений;

- методические и наглядные материалы для обследования речи детей.

 

- 5 логопедических кабинетов для индивидуальных и подгрупповых занятий с детьми-логопатами со специальным оснащением: мебель, зеркала, светильники, инструменты для постановки правильного звукопроизношения;

- настольно-печатные дидактические игры, игрушки  и пособия коррекционной направленности;

- ноутбуки;

- логопедический тренажер «Дельфа-142»;

- компьютерные развивающие речевые игры;

- логопедические уголки в каждой группе.

Психокоррекция

-Рабочая программа педагога-психолога;

- специальная методическая литература;

- наглядный и раздаточный материал для проведения психокоррекционной работы;

- диагностический инструментарий  и стимульный материал для обследования детей.

- Кабинет педагога-психолога для индивидуальных и подгрупповых занятий с детьми;

-  развивающие игры, игрушки  и пособия по коррекции и развитию  познавательной и социально-личностной сферы детей.

 

Режим дня

Основным принципом построения режима является его соответствие возрастным психофизиологическим особенностям детей. При осуществлении режимных моментов  учитываются   возрастные и индивидуальные особенности ребенка. Режим дня воспитанников составлен  на основе примерного режима комплексной «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой. Режим дня имеет три варианта (для теплого, холодного и летнего периодов) в каждой возрастной группе.

 

Режим дня в младшей группе

Режимные моменты

Холодный период

Теплый

период

Летний

период

Время

Приём и осмотр, игры, утренняя зарядка

7.00 – 8.20

7.00 – 8.20

7.00 – 8.20

Подготовка к завтраку, завтрак

8.20 – 8.45

8.20 – 8.45

8.20 – 8.45

Подготовка к занятиям

8.45 – 9.00

8.45 – 9.00

8.45 – 9.00

Занятия

9.00 – 9.15, 9.40 – 9.55

9.00 – 9.15, 9.40 – 9.55

9.00 – 12.10

Подготовка к прогулке, прогулка (игры, наблюдения), индивидуальные коррекционные занятия

9.55 – 12.00

9.55 – 12.05

Возвращение с прогулки

12.00 – 12.20

12.05 – 12.20

12.10 – 12.20

Подготовка к обеду, обед

12.20 – 12.50

12.20 – 12.50

12.20 – 12.50

Подготовка ко сну, дневной сон

12.50 – 15.00

12.50 – 15.00

12.50 – 15.00

Постепенный подъём

15.00 – 15.25

15.00 – 15.25

15.00 – 15.25

Подготовка к полднику, полдник

15.25 – 15.45

15.25 – 15.45

15.25 – 15.45

Игры, совместная и самостоятельная деятельность детей

15.45 – 16.00

15.45 – 16.00

15.45 – 16.55

Подготовка к прогулке, прогулка

16.00 – 16.45

16.00 – 16.50

Возвращение с прогулки

16.45 – 17.00

16.50 – 17.00

16.55 – 17.00

Подготовка к ужину, ужин

17.00 – 17.25

17.00 – 17.25

17.00 – 17.25

Игры, уход домой

17.25 – 19.00

17.25 – 19.00

17.25 – 19.00

 

Режим дня в средней группе

 

Режимные моменты

 

Холодный период

Теплый

период

Летний

период

Время

Приём и осмотр, игры

7.00 – 8.15

7.00 – 8.15

7.00 – 8.15

Утренняя зарядка

8.15 – 8.25

8.15 – 8.25

8.15 – 8.25

Подготовка к завтраку, завтрак

8.25 – 8.45

8.25 – 8.45

8.25 – 8.45

Подготовка к занятиям

8.45 – 9.00

8.45 – 9.00

8.45 – 9.00

Занятия

9.00 – 9.20,

9.40 – 10.00

9.00 – 9.20,

9.40 – 10.00

9.00 – 12.20

Подготовка к прогулке, прогулка (игры, наблюдения), индивидуальные коррекционные занятия

10.00 – 12.10

10.00 – 12.15

Возвращение с прогулки

12.10 – 12.30

12.15 – 12.30

12.20 – 12.30

Подготовка к обеду, обед

12.30 – 13.00

12.30 – 13.00

12.30 – 13.00

Подготовка ко сну, дневной сон

13.00 – 15.00

13.00 – 15.00

13.00 – 15.00

Постепенный подъём

15.00 – 15.25

15.00 – 15.25

15.00 – 15.25

Подготовка к полднику, полдник

15.25 – 15.45

15.25 – 15.45

15.25 – 15.45

Игры, совместная и самостоятельная деятельность детей

15.45 – 16.05

15.45 – 16.05

15.45 – 17.00

Подготовка к прогулке, прогулка

16.05 – 16.50

16.05 – 16.55

Возвращение с прогулки

16.50 – 17.05

16.55 – 17.05

17.00 – 17.05

Подготовка к ужину, ужин

17.05 – 17.40

17.05 – 17.40

17.05 – 17.40

Игры, уход домой

17.40 – 19.00

17.40 – 19.00

17.40 – 19.00

 

Режим дня в старшей группе

 

Режимные моменты

 

Холодный период

Теплый

период

Летний

период

Время

Приём и осмотр, игры

7.00 – 8.15

7.00 – 8.15

7.00 – 8.15

Утренняя зарядка

8.15 – 8.30

8.15 – 8.30

8.15 – 8.30

Подготовка к завтраку, завтрак

8.30 – 8.50

8.30 – 8.50

8.30 – 8.50

Подготовка к занятиям

8.50 – 9.00

8.50 – 9.00

8.50 – 9.00

Занятия

 9.00 –  9.25

 9.40 – 10.05

10.20 –10.45

 9.00 –  9.25

 9.40 – 10.05

10.20 –10.45

9.00 – 12.35

Подготовка к прогулке, прогулка (игры, наблюдения), индивидуальные коррекционные занятия

10.45 – 12.25

10.45 – 12.30

Возвращение с прогулки

12.25 – 12.40

12.30 – 12.40

12.35 – 12.40

Подготовка к обеду, обед

12.40 – 13.10

12.40 – 13.10

12.40 – 13.10

Подготовка ко сну, дневной сон

13.10 – 15.00

13.10 – 15.00

13.10 – 15.00

Постепенный подъём

15.00 – 15.25

15.00 – 15.25

15.00 – 15.25

Подготовка к полднику, полдник

15.25 – 15.45

15.20 – 15.45

15.20 – 15.45

Занятие/игры, совместная и самостоятельная деятельность детей

15.45 – 16.10

15.45 – 16.10

15.45 – 17.10

Подготовка к прогулке, прогулка

16.10 – 17.00

16.10 – 17.05

Возвращение с прогулки

17.00 – 17.15

17.05 – 17.15

17.10 – 17.15

Подготовка к ужину, ужин

17.15 – 17.35

17.15 – 17.35

17.15 – 17.35

Игры, совместная и самостоятельная деятельность детей, уход домой

17.35 – 19.00

17.35 – 19.00

17.35 – 19.00

 

Режим дня в подготовительной группе

 

Режимные моменты

 

Холодный период

Теплый

период

Летний

период

Время

Приём и осмотр, игры

7.00 – 8.15

7.00 – 8.15

7.00 – 8.15

Утренняя зарядка

8.15 – 8.30

8.15 – 8.30

8.15 – 8.30

Подготовка к завтраку, завтрак

8.30 – 8.50

8.30 – 8.50

8.30 – 8.50

Подготовка к занятиям

8.50 – 9.00

8.50 – 9.00

8.50 – 9.20

Занятия

 9.00 –  9.30

 9.40 – 10.10

10.20 –10.50

 9.00 –  9.30

 9.40 – 10.10

10.20 –10.50

9.00 – 12.40

Подготовка к прогулке, прогулка (игры, наблюдения), индивидуальные коррекционные занятия

10.50 – 12.30

10.50 – 12.35

Возвращение с прогулки

12.30 – 12.45

12.35 – 12.45

12.40 – 12.45

Подготовка к обеду, обед

12.45 – 13.15

12.45 – 13.15

12.45 – 13.15

Подготовка ко сну, дневной сон

13.15 – 15.00

13.15 – 15.00

13.15 – 15.00

Постепенный подъём

15.00 – 15.25

15.00 – 15.25

15.00 – 15.25

Подготовка к полднику, полдник

15.25 – 15.45

15.25 – 15.45

15.25 – 15.45

Занятие/игры, совместная и самостоятельная деятельность детей

15.45 – 16.15

15.45 – 16.15

15.45 – 17.20

Подготовка к прогулке, прогулка

16.15 – 17.10

16.15 – 17.15

Возвращение с прогулки

17.10 – 17.25

17.15 – 17.25

17.20 – 17.25

Подготовка к ужину, ужин

17.25 – 17.40

17.25 – 17.40

17.25 – 17.40

Игры, совместная и самостоятельная деятельность детей уход домой

17.40 – 19.00

17.40 – 19.00

17.40 – 19.00

 

Особенности традиционных событий, праздников

Проведение праздников решает задачи приобщения к культурным традициям и общечеловеческим ценностям, развития познавательной и эмоционально-личностной сферы, социальной адаптации дошкольников.

Традиционно в МБДОУ отмечаются праздники:

  1. День знаний – 01.09.2014
  2. Осенняя ярмарка – 10.10.2014
  3. Новый год – 23-25.12.2014
  4. Новогодние колядки – 13.01.2015
  5. День защитника Отечества – 18-19.02.2015
  6. Мамин праздник – 03-05.03.2015
  7. До свиданья, детский сад – 02-03.06.2015

     Праздники могут быть организованы в различных формах (утренник, развлечение, досуг, гуляние, спортивное соревнование и т.п.). В праздниках могут участвовать разные возрастные группы детей, а также родители воспитанников.