Документы по организации питания
Положение об организации питания в МБДОУ
Положение о производственном контроле за организацией и качеством питания в МБДОУ
Положение об Общественной комиссии по контролю за организацией и качеством питания в МБДОУ
Формируем у детей навыки здорового питания
Навыки здорового питания - родителям
Перспективное 10 дневное меню ЗИМА-ВЕСНА
Перспективное 10 дневное меню ЛЕТО-ОСЕНЬ
Режим питания, блюда и объемы порций в МБДОУ № 181
Перечень ЮЛ и ИП, оказывающих услуги по питанию и поставке продуктов питания
Организация питания
Отправляя малыша в детский сад, родители беспокоятся о том, чтобы ребенок был опрятно одет, чтобы ему было интересно в группе, на прогулке, чтобы он отдыхал в тихий час… и т. д. Но самый главный вопрос, волнующий мам и пап – это чем малыша будут кормить.
Наше детское учреждение имеет два сезонных меню: летне-осеннее и зимне-весеннее. В детском саду составлено десятидневное меню для детей в возрасте 1-3 года и 3-7 лет.
Процесс организации питания — это не только приготовление вкусной пищи, но и закупка (заказ), доставка, хранение. Поэтому данный процесс — это ежедневный труд многих работников.
Дети проводят в детском саду большую часть времени, поэтому очень важно, чтобы пища, которую они получают, была полезной и разнообразной. От питания зависит детское здоровье, поэтому оно должно удовлетворять физиологически потребности детей в основных пищевых веществах и энергии.
Принципы организации питания в детском саду полного дня
В детском саду полного дня с 12-часовым пребыванием обеспечивается полноценное рациональное питание детей.
Важным условием гармоничного роста и развития дошкольников является правильная организация питания, обеспечивающая растущий организм энергией и всеми необходимыми витаминами, минеральными веществами, белками, жирами, углеводами. Соблюдение принципов рационального, сбалансированного питания детей раннего и дошкольного возраста – важный фактор процессов роста, совершенствования многих органов и систем, особенно нервной системы, усиленными процессами обмена веществ, развитием моторной деятельности.
Принципы организации питания в МБДОУ № 181:
— Соответствие энергетической ценности рациона энергозатратам ребёнка;
— Сбалансированность в рационе всех пищевых веществ;
— Максимальное разнообразие продуктов и блюд;
— Правильная технологическая и кулинарная обработка продуктов с сохранением их пищевой ценности;
— Оптимальный режим питания;
— Соблюдение гигиенических требований к питанию.
Основным принципом правильного питания дошкольников должно служить максимальное разнообразие пищевых рационов. Только при включении в повседневные рационы всех основных групп продуктов – мяса, рыбы, молока и молочных продуктов, яиц, пищевых жиров, овощей и фруктов, сахара и кондитерских изделий, хлеба, круп и др. можно обеспечить детей всеми необходимыми им пищевыми веществами. И, наоборот, исключение из рациона тех или иных из названных групп продуктов, равно как и избыточное потребление каких-либо из них, неизбежно приводит к нарушениям в состоянии здоровья детей. Правильное рациональное питание — важный и постоянно действующий фактор, обеспечивающий процессы роста, развития организма, условие сохранения здоровья в любом возрасте.
При составлении дневного рациона, в первую очередь, мы заботимся о наличии в нем главного строительного материала – белка. Его больше всего в мясе, рыбе, яйцах, молоке и молочных продуктах. Из растительных продуктов белком богаты бобовые, некоторые крупы (гречневая, овсяная, пшенная) и хлеб. Мы также учитываем и то, что большая часть жиров в суточном рационе ребенка должна быть животного происхождения. Они содержатся в сливочном масле, сметане. Общее количество растительных жиров (подсолнечное масло) в рационе ребенка составляет не менее 15-20% от общего количества жира в суточном меню. Рафинированные источники углеводов: сахар, повидло, кондитерские изделия – не очень полезны для малыша. Поэтому потребность детей в углеводах удовлетворяется за счет круп, хлеба, макаронных изделий и, самое главное, овощей и фруктов. Последние содержат еще и важные для детского организма витамины, минеральные соли и микроэлементы. В ДОУ проводится круглогодичная искусственная С-витаминизация готовых блюд. Препараты витаминов вводятся в 3 блюдо (компот) после его охлаждения непосредственно перед раздачей.
Воспитатели в группе приучают детей к правильной последовательности приема пищи, к чистоте, опрятности и самостоятельности. В организации питания большое значение имеет создание материально-технических условий и благоприятной эмоциональной обстановки в группе: дети обеспечены посудой и мебелью, столы сервируются с соблюдением эстетических норм. Воспитатели проводят большую работу по привитию культурно-гигиенических навыков во время приема пищи. Культура поведения за столом это не просто красота манер – это здоровье. Воспитатели поощряют стремление ребенка участвовать в сервировке и уборке стола.
Режим питания, блюда и объемы порций
В меню включены 5 приемов пищи: 1-й завтрак, 2-й завтрак (сок или фрукты), обед, полдник, ужин.
Завтрак, во время которого малыш получает молочную кашу, яйцо, бутерброд с пшеничным хлебом и маслом (с маслом и сыром) и напиток (чай, чай с молоком, какао или кофейный напиток с молоком). Также раз в неделю завтрак включает творожное блюдо (запеканка или пудинг) или рыбное блюдо (из морской рыбы) с гарниром (пюре, каша), овощной подгарнировкой (сезонные овощи). Раз в две недели готовят омлет.
Второй завтрак более легкий и может состоять из фруктовых соков или свежих фруктов.
Обед состоит из горячего блюда и мясных продуктов с гарниром. В дополнение предлагается компот (сок). Детские супы достаточно разнообразны, поэтому в течение недели они не повторяются. Мясные блюда – котлеты, запеканки, тефтели, гуляш. Раз в неделю – блюдо из говяжьей печени. Гарнир состоит из овощных, крупяных блюд (пюре картофельное, картофель отварной, каши рассыпчатые или вязкие) или макаронных изделий. Подгарнировка овощная (из сезонных овощей) или сырые овощи. На второе также готовят плов, рагу, жаркое. Обед дополняется ржаным хлебом.
Полдник – это выпечка собственного производства (булочка, ватрушка, пирожок) или кондитерские изделия (печенье, пряник), предлагаемые с кефиром или молоком.
На ужин – каша молочная, яйцо, пшеничный хлеб и напиток (чай, чай с молоком, какао или кофейный напиток с молоком). Также на ужин два раза в неделю готовят творожное блюдо (сырники, вареники). Раз в неделю ужин составляет рыбное блюдо с гарниром.
Нормы физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для детей возрастных групп
№ п/п |
Показатели (в сутки) |
1-3 года |
3-7 лет |
1 |
Энергия (ккал) |
1400 |
1800 |
2 |
Белок, г |
42 |
54 |
3 |
В т.ч. животный (%) |
70 |
65 |
4 |
Жиры, г |
47 |
60 |
5 |
Углеводы, г |
203 |
261 |
В целом, правильное и рациональное питание в детском саду обеспечивает ребенка полезными продуктами, питательными веществами и разнообразными блюдами в течение дня. Дома остается покормить ребенка легким, здоровым ужином и быть уверенными в том, что за день он получил все необходимые для его роста и развития полезные вещества.
Уважаемые родители, не надо забывать, что питание ребенка в детском саду должно сочетаться с правильным питанием в семье. Нужно стремиться к тому, чтобы домашнее питание дополняло рацион детского сада, поэтому на ужин лучше предлагать те продукты и блюда, которые ребенок не получал в детском саду, а в выходные и праздничные дни рацион ребенка лучше приближать к детсадовскому.
Электронные ресурсы по питанию