В МБДОУ № 181 реализуются программы:
- основная образовательная программа дошкольного образования для детей до трех лет (в группах общеразвивающей направленности),
- основная образовательная программа дошкольного образования для детей старше трех лет (в группах общеразвивающей направленности),
- адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для детей старше трех лет (в группах компенсирующей направленности).
1. Основная образовательная программа дошкольного образования для детей до трех лет в группах общеразвивающей направленности (ООП до 3-х лет) реализуется в очной форме обучения.
Нормативный срок обучения для детей 1,5-2 лет – 1 год, для детей 2-3 лет - 1 год.
Язык образования – русский.
Учебные предметы (непрерывной образовательной деятельности) для детей 1,5-2 лет: Окружающий мир, Развитие речи, Развитие движений, Игры с дидактическим материалом, Игры со строительным материалом. Учебные практики (совместной образовательной деятельности со взрослым): Приобщение к музыке, изобразительной, театрализованной деятельности.
Учебные предметы (непрерывной образовательной деятельности) для детей 2-3 лет: Развитие речи, Формирование элементарных математических представлений, Музыка, Рисование, Аппликация, Лепка, Физкультура. Учебные практики (совместной образовательной деятельности со взрослым): Социально-коммуникативное развитие, Ознакомление с природой/ предметным и социальным окружением.
При реализации программ могут использоваться дистанционные образовательные технологии (в соответствии с Положением о применении Дистанционных образовательных технологий). Для реализации Программы используются информационные образовательные ресурсы. Осуществлен доступ педагогов к информационно-телекоммуникационной сети – интернет.
2. Основная образовательная программа дошкольного образования для детей старше трех лет в группах общеразвивающей направленности (ООП от 3-х лет) реализуется в очной форме обучения.
Нормативный срок обучения для детей 3-4 лет – 1 год, для детей 4-5 лет - 1 год, для детей 5-6 лет - 1 год, для детей 6-7 лет - 1 год.
Язык образования – русский.
Учебные предметы (непрерывной образовательной деятельности): Формирование элементарных математических представлений, Ознакомление с природой/ предметным и социальным окружением, Развитие речи, Музыка, Рисование, Лепка, Аппликация, Физкультура. Учебные практики (совместной образовательной деятельности со взрослым): Социально-коммуникативное развитие.
При реализации программ могут использоваться дистанционные образовательные технологии (в соответствии с Положением о применении Дистанционных образовательных технологий). Для реализации Программы используются информационные и электронные образовательные технологии. Осуществлен доступ педагогов к информационно-телекоммуникационной сети – интернет. В образовательной деятельности с детьми используются ноутбук (2 шт.), интерактивный программно-аппаратный комплекс с программой Смарт (1 шт.), цифровое пианино с акустической системой (1 шт.).
3. Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для детей старше трех лет (в группах компенсирующей направленности для детей с ТНР) реализуется в очной форме обучения.
Нормативный срок обучения для детей 3-4 лет – 1 год, для детей 4-5 лет - 1 год, для детей 5-6 лет - 1 год, для детей 6-7 лет - 1 год (или до достижения воспитанником возраста, необходимого для обучения в общеобразовательных учреждениях, реализующих программы начального общего образования).
Язык образования – русский.
Учебные предметы (непрерывной образовательной деятельности) для детей 3-4 лет: Коррекция речи, Формирование элементарных математических представлений, Музыка, Рисование, Физкультура. Учебные практики (совместной образовательной деятельности со взрослым): Психокоррекционный игровой тренинг, социально-личностного развития и развития познавательной сферы, Речевое развитие, Социально-коммуникативное развитие, Ознакомление с природой/ предметным и социальным окружением, Лепка, Аппликация.
Учебные предметы (непрерывной образовательной деятельности) для детей 4-5 лет: Коррекция речи, Формирование элементарных математических представлений, Музыка, Рисование, Физкультура. Учебные практики (совместной образовательной деятельности со взрослым): Психокоррекционный игровой тренинг, социально-личностного развития и развития познавательной сферы, Речевое развитие, Социально-коммуникативное развитие, Ознакомление с природой/ предметным и социальным окружением, Познавательно-исследовательская деятельность, Лепка, Аппликация, Конструирование.
Учебные предметы (непрерывной образовательной деятельности) для детей 5-6, 6-7 лет: Коррекция речи, Формирование элементарных математических представлений, Ознакомление с природой/ предметным и социальным окружением, Музыка, Рисование, Лепка, Аппликация, Физкультура. Учебные практики (совместной образовательной деятельности со взрослым): Психокоррекционный игровой тренинг, социально-личностного развития и развития познавательной сферы, Речевое развитие, Социально-коммуникативное развитие, Познавательно-исследовательская деятельность, Конструирование.
При реализации программ могут использоваться дистанционные образовательные технологии (в соответствии с Положением о применении Дистанционных образовательных технологий). Для реализации Программы используются информационные и электронные образовательные технологии. Осуществлен доступ педагогов к информационно-телекоммуникационной сети – интернет. В образовательной деятельности с детьми используются ноутбуки (7 шт.), интерактивный программно-аппаратный комплекс с программой Смарт (1 шт.), интерактивные доски и проекторы с программой Прометей (5 шт.), цифровое пианино с акустической системой (1 шт.), интерактивный пол (1 шт.), планшетные компьютерные устройства (8 шт.). Для развития дошкольников в пяти образовательных областях в педагогический процесс внедрена компьютерная программа «1 С. Дошкольники». С целью познавательного развития воспитанников используется цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандии». Для коррекционно-развивающей работы применяются электронные образовательные ресурсы: логопедическая компьютерная приставка «Дельфа-142», компьютерные программы «Игры для Тигры», «Логомер», «Речевая гимнастика», электронные сборники «Внимание, память, логика», «Занимательная фонематика», «Лого-старт», «Логоассорти», «Обучение чтению». С целью психолого-педагогического обследования используется диагностическая компьютерная программа «Лонгитюд».
Описание образовательной программы.
Содержание образовательного процесса в МБДОУ определяется образовательной программой дошкольного образования, разрабатываемой, принимаемой и реализуемой им самостоятельно в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) и с учетом соответствующих примерных образовательных программ дошкольного образования. Образовательная программа МБДОУ принимается на Педагогическом совете и утверждается заведующим МБДОУ. Программа обеспечивает развитие личности дошкольников в различных видах общения и деятельности, с учетом их специфических, возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей, во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие.
С целью реализации Программы МБДОУ организуются различные формы и виды образовательной деятельности, в рамках программы широко используется проектная деятельность, позволяющая расширить знания детей об окружающем мире, приобрести необходимые социальные навыки, умения публично излагать свои мысли.
Педагоги детского сада активно взаимодействуют с семьями воспитанников, используя различные формы работы: консультации, беседы, дни открытых дверей, а также современные информационно-коммуникационные технологии.
В Программе предусмотрены изменения в соответствии со временем года (режим дня в холодный, теплый период года, сезонные праздники и спортивные развлечения и др.).
Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного пространства группы, а также территории детского сада приспособленной для реализации Программы, соответствует особенностям каждого возрастного этапа, охране и укреплению здоровья детей, учету индивидуальных особенностей детей.
Описание Основной образовательной программы для детей до 3-х лет:
Обязательная часть построена на основе комплексной «Программы воспитания и обучения в детском саду» (примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой).
Вариативная часть направлена на развитие детей раннего возраста в игровой и предметной деятельности, приобщение к художественно-эстетической деятельности, познавательных, физических способностей, развития общения со сверстниками. В реализации вариативной части используется методическое обеспечение программы «Первые шаги» (под ред. Е.О.Смирновой).
Описание Основной образовательной программы для детей от 3-х лет:
Обязательная часть построена на основе комплексной «Программы воспитания и обучения в детском саду» (примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой).
Вариативная часть направлена на социально-коммуникативное развитие дошкольников на основе парциальных программ «Я-Ты-Мы» О.Л.Князевой, «Давайте жить дружно!» С.В. Крюковой, «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь» С.В.Крюковой, «Дружные ребята» Р.С. Буре.
Описание Адаптированной основной образовательной программы для детей от 3-х лет с ТНР:
Обязательная часть построена на основе комплексной «Программы воспитания и обучения в детском саду» (примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой).
Вариативная часть для воспитанников с ТНР направлена на коррекцию и развитие речи и базируется на логопедическом разделе Примерной адаптированной основной образовательной программы для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи под редакцией профессора Л.В.Лопатиной. Для преодоления нарушений познавательной сферы детей с нарушениями речи используется система коррекционно-развивающей работы с детьми 3-7 лет (автор-составитель Т.В.Понидельникова). Также реализуется система коррекционно-развивающей работы по эмоциональному развитию и коррекции поведения детей 3-4 лет «Давай поиграем!» (автор-составитель И.А.Пазухина), система коррекционно-развивающей работы по развитию социально-личностной сферы дошкольников 4-6 лет «Давай познакомимся!» (автор-составитель И.А.Пазухина).
АООП для детей от 3-х лет с ТНР
Учебный план непрерывной образовательной деятельности (НОД) содержит учебную нагрузку НОД по видам занятий и образовательным областям в соответствии с СанПиН.
По каждому виду занятий учебного плана разработаны Рабочие программы образовательной деятельности. Их описание имеется в Аннотациях к Рабочим Программам.
Аннотации к РП ООП в группах раннего возраста
РП ООП РВ 1 группа Игры с дидактическим и строительным материалом
РП ООП РВ 1 группа Муз воспитание
РП ООП РВ 1 группа Окружающий мир и развитие речи
РП ООП РВ 1 группа Развитие движений
РП ООП РВ 2 группа Муз воспитание
РП ООП РВ 2 группа Развитие речи
РП ООП РВ 2 группа Физкультура
Аннотации к РП ООП в группах старше 3-х лет
РП ООП младше-средняя Математика
РП ООП младше-средняя Ознакомление с природой
РП ООП младше-средняя Предметный и социальный мир
РП ООП младше-средняя Развитие речи
РП ООП младше-средняя Физкультура
РП ООП старше-подготовительная ИЗО
РП ООП старше-подготовительная ФЭМП
РП ООП старше-подготовительная Музыка
РП ООП старше-подготовительная Природа
РП ООП старше-подготовительная Развитие речи
РП ООП старше-подготовительная Физкультура
РП ООП старше-подготовительная Предметный и социальный мир
Аннотации к РП АООП в младшей группе ТНР
РП АООП младшая Аппликация, Лепка
РП АООП младшая Предметный и социальный мир
Аннотации к РП АООП в средней группе ТНР
РП АООП средняя Аппликация, Лепка
РП АООП средняя Предметный и социальный мир
Аннотации к РП АООП в старшей группе ТНР
РП АООП старшая Аппликация, Лепка
РП АООП старшая Предметный и социальный мир
Аннотации к РП АООП в подготовительной группе ТНР
РП АООП подготовительная Математика
РП АООП подготовительная Природа
РП АООП подготовительная Рисование
РП АООП подготовительная Аппликация, Лепка
РП АООП подготовительная Предметный и социальный мир
Аннотации к РП АООП по музыкальному воспитанию в группах ТНР
Аннотации к РП АООП по физическому развитию в группах ТНР
Образовательная деятельность осуществляется по Годовому Календарному учебному графику, регламентирующему начало и окончание учебного года, сроки педагогической диагностики (входящей и итоговой), учебные недели, период летней оздоровительной кампании.
В МБДОУ осуществляется оказание логопедической помощи воспитанникам, имеющим нарушения речи или трудности в освоении образовательной программы, в соответствии с Положением об оказании логопедической помощи.
На основе анализа работы МБДОУ (образовательной деятельности, условий организации образовательного процесса) разработана Программа развития на пять лет: определены цели и задачи развития МБДОУ, управленческой и кадровой политики, совершенствования предметно-развивающей среды, запланированы мероприятия по повышению качества образовательных услуг, внедрению эффективных образовательных технологий.
Аннотация к Программе развития
Общая численность обучающихся по реализуемым образовательным программам на 01.01.2021 – 227 воспитанников.
Численность обучающихся по реализуемым образовательным программам за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджета Ростовской области, местного бюджета муниципального образования города Ростова-на-Дону на 01.01.2021 – 227 воспитанников.
Численность обучающихся по реализуемым образовательным программам по договорам об образовании за счет физических лиц на 01.01.2021 – 191 человек.
МБДОУ действует на основе Лицензии на право ведения образовательной деятельности, выданной Региональной службой по надзору и контролю в сфере образования Ростовской области 20 августа 2015 г., серия 61Л01 № 0003163, регистрационный номер 5519, срок действия – бессрочно.